Открытый урок. Окружающий мир, 3 класс
Аннотация: разработка открытого урока для учителей начальных классов, по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тип урока ознакомление с новым материалом.
Тема. В царстве грибов.
Цель:
Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы, значение грибов в жизни растений, животных и человека.
Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении; развивать память, внимательность на уроке, мышление.
Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Оборудование: Карточки для «Ассоциативного куста», картинки с изображением леса, различными видами грибов, явления природы, корзинка с грибами.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте подарим улыбки нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.
Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
- Что такое природа? Какая она бывает?
- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, вам нужно перечислить, что относится к живой природе, и к неживой. Готовы? (На доске явления природы: дерево, птицы, звери, солнце, гора, туча). Если предмет относится к живой природе то вы хлопаете, если к не живой –молчите.
-Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?
Живую природу делят на царства растений, животных.
Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
О чём идёт речь? (о грибах)
- А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
- А как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.
Мы сегодня познакомимся с особым царством природы «Грибы». Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами.
Изучение нового материала.
Беседа по теме урока.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые «цветы»
Некоторые грибы могут достигать больших размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.).
Показ разновидностей грибов.
Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
-Давайте рассмотрим строение гриба. Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия.
Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами.
Закрепление изученного материала.
Инсценировка.
Учительница: - Здравствуй, Настенька! Где же ты была на выходных?
Девочка: - С родителями в лесу. Грибы собрала, их в лесу видимо - невидимо. Полна корзинка моя, хорошими грибочками!
Учительница: - Какие же грибы ты собрала?
Девочка: - А вот отгадайте!
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
Рыжие ушки с лисьей макушки,
В травке лежат - для малых ежат. (Лисички)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (Опята)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно,
В берёзовой роще. (Подберезовик)
- Ребята, как вы думаете, все ли грибы съедобные собрала Настенька?
Все грибы делят на две группы - съедобные и несъедобные. В нашей стране встречается около 300 видов съедобных грибов. Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми. (Рассматривание рисунков ядовитых грибов)
ФИЗМИНУТКА
Первые признаки при отравлении. Тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов.
Первая помощь при отравлении грибами. Необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону «103». До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Дать холодный крепкий чай. Уложить в постель на живот, положить в ноги грелку. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
Работа в тетради и с учебником.
- Задание 1. Из каких частей состоит гриб? (Работают с рисунками грибов, подписывают известные части гриба.)
-Задание 2. Сравнение грибов съедобных и не съедобных
Работа в парах.
Значение грибов. Составление «Ассоциативного куста».
Коллективная работа.
С опорой на учебник составить правила сбора грибов стр 115.
Итог урока.
Теперь изучив о царстве грибов, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и в жизни человека?
o сегодня я узнал...
o было трудно…
o я понял, что…
o я научился…
o я смог…
o было интересно узнать, что…
o меня удивило…
o мне захотелось…
Домашнее задание.
Учебник страница 112-117 читать пересказывать. Сообщение о грибах.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Рекомендуем посмотреть:
Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность
Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир
Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс
Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру