Конспект фронтального занятия "Звуки Л - Ль. Буква Л"
Автор: Катаева Тамара Сергеевна, учитель – логопед. Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35».
Назначение работы: данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей дошкольного образования и их родителей.
Цель: дифференциация звуков Л – Ль по твердости – мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; совершенствовать звуковой анализ.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- научить характеризовать звук Л и ль по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно – развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять в выделении звука Л – Ль в начале, середине и конце слова;
- развивать мышление, внимание, память и общую, мелкую моторику рук.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность.
Интеграция областей: познавательное.
Оборудование: зеркала, игрушка крокодил Гена; Су – Джок шарики; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Л – Ль; звуки и буква Л, дидактическое пособие «Домик» (синий, зеленый), цветные квадратики; звуковые «паровозики».
1.Организационный момент:
Игра «Позови ласково». Дети стоят по кругу. Логопед предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием.
2.Основная часть. Дети садятся за столы, (стук в дверь, приходит крокодил Гена).
Крокодил Гена: Здравствуйте ребята!
- Я услышал как вы красиво и лясково друг друга называете!
- Я тоже лублу, когда меня лясково называют!
Логопед: Ребята, что нам хочет сказать крокодил Гена? Что не правильно сказал крокодил Гена? (ответы детей: правильно будет люблю и ласково).
Логопед: Оказывается звуки бывают разные - твердые и мягкие, а Гена их перепутал!
- Давайте сегодня на занятие объясним Гене, как правильно различать твердый Л и мягкий звук Ль.
3.Артикуляционная гимнастика: «Почистим зубки», «Болтушка», «Лопаточка».
4.Объявление темы занятия.
Логопед: Послушайте, как гудит большой самолет – Л- Л-Л, а теперь послушайте как гудит маленький самолет – Ль…
4.Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед: Произнесите звук Л, и звук Ль все вместе. А теперь ты Виолетта, Ваня, Юля и т.д.
Дети произносят звуки Л – Ль, наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико – артикуляционный анализ: звук Л – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим квадратиком; звук Ль – согласный (кончик языка соприкасается с небом и создает преграду для воздушной струи), мягкий, звонкий (голосовые связки вибрируют), обозначаем зеленым квадратиком.
5.Упражнение «Я мячом круги катаю» (массаж Су – Джок шарами/дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
6.Дыхательная гимнастика «Жук». Дети стоя, скрестив руки на груди. Разводят руки в сторону, поднимают голову – вдох, скрещивают руки на груди, опускают голову – выдох: «жу-у-у-у сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
7.Связь звуков и буквы.
Логопед: Ребята! Давайте поселим звуки в «Домики»! – Какой домик нужен звуку Л и звуку Ль? (дети селят в «Домик» звуки). – Молодцы ребята!
- Рассмотрите букву Л и напишите её пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.
8.Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слога ЛА и ЛИ.
Логопед: - Сколько звуков вы слышите? (Два).
- Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначаем?
- Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим? Дети выкладывают схему на звуковом «паровозике» из цветных квадратиков и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.
9.Закрепление звука в словах.Определить места звука в словах лес, пеленка, пыль, земляника (с использованием дидактического пособия "Домик"). Деление слов на слоги.
10.Игра «Разложи в два домика».
Крокодил Гена: - Я хочу поиграть, вставайте, идите сюда!
Логопед: - К синему «домику» положить картинки на звук Л, а к зеленому положить на звук Ль.
Картинки: ласточка, лимон, ложка, лента, вилка, лось, земляника, лампа, малина, люстра.
Крокодил Гена: - Ребята, я все понял, теперь я буду говорить правильно и красиво!
11.Рефлексия.
Логопед: - С какими звуками познакомились? Какие это звуки? Что понравилось вам сегодня? Похвала детей.
Рекомендуем посмотреть:
Биография и творчество писателя Яшина для детей
Конспект ООД в старшей группе на тему: Зима
Конспект ООД по физическому развитию для детей разновозрастной группы
Занятие по физкультуре. Старшая группа