Дидактическое пособие «Звуковые дорожки» (своими руками)
Автор: Катаева Тамара Сергеевна, учитель - логопед, МБДОУ "ЦРР - д/с № 35".
Игра "Звуковые дорожки". Пособие предназначено для работы с младшего дошкольного возраста, для плохоговорящих и неговорящих детей, а также для детей с тяжёлым нарушениями речи (алалия, задержка речевого развития, системное недоразвитие речи). Способность произносить все звуки родного языка - это необходимое условие качественной речи. Чтобы звуки речи получались у дошкольника правильно, надо научить его правильной артикуляции (умению придавать определенную форму губам и языку), развивать его речевое дыхание и голос. Игра может быть использована как педагогами на занятиях, так и родителями дома.
Цель: выработать интерес в повторении различных звуков и развить мелкую моторику пальцев рук ребенка.
Методика работы: ребенок проводя указательным пальцем по дорожке, следует длительно произносить звук, а взрослому - следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке, не выходя за её края. Сначала "в пути" ребенку, возможно, придется сделать несколько остановок, для того чтобы передохнуть, но затем он научиться тянуть звук на одном дыхании. Продолжительностью произнесения звука зависит от возраста ребенка и соответствует количеству его лет. Так, малыш четырех лет может тянуть звук в течение 4 секунд, пяти лет - в течение 5 секунд и т.д.
Свистящие звуки "С" и "З".
1. Слышишь, как водичка бежит и поёт свою "песенку" - ссссссссс. Помоги кораблику плыть по морским волнам, не сбиваясь с пути, а в пути пой песенку водички - сссссс. Для этого широко улыбнись, так, чтобы стали видны зубы. Кончиком языка упрись в нижние передние зубки.
2. Летит муха и звенит своим тоненьким голоском: З-З-З-З-... Помоги мухе долететь до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: З-З-З...Губы в улыбке, широкий язык у нижних передних зубов.
Шипящие звуки "Ш" и "Ж".
1. Змейка ползет и шипит: Ш-Ш-Ш... Покажи змейке путь до её дома - под корнями старого дуба. По дороге Вместе с ней длительно произнеси звук: "Ш"... Для этого губы округли и слегка выдвини вперед - рупором. Широкий язычок подними кверху за передние зубки. Придай языку форму чашечки.
2. Летит божья коровка и жужжит: Ж-Ж-Ж-жжжжж. Покажи божьей коровке путь к цветочной полянке, а по дороге вместе с ней громко жужжи: Ж-жжжжжжж.(Артикуляция такая же, как при произнесении звука "Ш", но с подключением голоса.)
Сонорные звуки "Л" и "Р".
1. Самолет летит высоко в небе. Слышно, как гудит его двигатель: Л-Л-Л... Покажи самолету путь до его остановки - проведи самолет по дороге и при этом длительно произноси звук "Л". Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропивает «Л-Л-Л-Л...».Важно: во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.
2. Мышонок завел свою машинку. Заработал двигатель, заревел мотор: Р-Р-Р. Теперь покажи обезьянке и котенку как можно доехать до дома. Проведи пальчиком по дорожке и заводи мотор : Р-Р-Р... (по подражанию - "Улыбка", зубки разомкнуты, работает язычок - дрынь - дрынь или тр.тр. тр - по подражанию.)
Аффрикат - звук "Ч".
1. Помоги поезду доехать до дома, а еще по дороге домой посадить смешариков. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо звук: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от неба.)
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для детей
Развитие речи у детей. Советы для родителей
Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию
Игра - упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет
Игры с буквами для детей 4-6 лет
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет