Ребёнок, который не говорит по-русски…
Изменения в политической, экономической, социальной и культурной сферах, обусловленные процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, привели к тому, что сегодня особое значение приобретает умение понимать других и толерантно относится к культурному, в том числе языковому, многообразию
современного мира. В этой связи раннее знакомство со вторым языком и отраженной в нём культурой можно рассматривать как дальнейшее благополучие ребёнка.
В России, как и в других европейских государствах, проживают семьи иностранных
граждан, которые плохо знают язык страны или не знают его совсем. В г,Усолье – Сибирское, проживали и проживают люди самых разных национальностей. В детские сады нашего города всё чаще приходят дети, которые по-русски не говорят.
Кто может им помочь и как?
В условиях миграции у детей особая роль – они становятся связующим звеном между языками и культурами. Поэтому проблема состоит не только в том, чтобы дети как можно скорее овладели русским языком, - этим детям нужно помочь вырасти двуязычными.
Нет ясного ответа на вопрос о влиянии двуязычия (положительное, отрицательное или нейтральное) на процесс становления языковой системы ребёнка. Практика показывает, что многоязычная среда может принести как пользу и подарить миру блестящих полиглотов, так и вред: дети не усваивают полноценно ни одного языка. Низкая речевая
активность, бесконечные ошибки в речи, неумение выразить свои мысли – нередкие явления, которые становятся своеобразной платой за возможность в быту бегло и без акцента говорить на двух языках. Результат двуязычного воспитания – качество языков – можно оценить только в подростковом возрасте, и этот результат во многом зависит от позиции родителей и педагогов.
Среди воспитанников нашего дошкольного учреждения есть киргизы. Исходя из своего опыта работы, осмелюсь предложить, несколько советов, которые касаются наиболее важных моментов процесса становления двуязычия у детей.
Нельзя советовать нерусским родителям, говорить с детьми по-русски.
Родной язык для семьи дорог, так же как для нас русский язык. Родители болезненно воспринимают советы воспитателей говорить с детьми дома на неродном языке и обычно этим советам не следуют. Кроме того, нельзя забывать, что с ребёнком можно говорить только на хорошем правильном языке. Если русский язык родителей несовершенен, ребёнок обязательно усвоит все неправильности речи взрослых. Также важно объяснить
родителям, что смешение языков в речи взрослых может привести к формированию у ребёнка смешанного несуществующего языка. Задача родителей – говорить с ребёнком на правильном, родном языке, а русский язык ребёнок освоит в детском саду, школе.
Кто должен учить ребёнка русскому языку?
Основной «учитель» для детей любого возраста – это языковая среда, то есть непосредственные контакты с носителями языка.
Для дошкольников достаточно посещения детского сада – через несколько месяцев, дети начали свободно общаться на новом языке. Очень полезны занятия рисованием, танцами, а также, подвижные игры. С ребёнком нужно просто разговаривать – непринуждённо и на интересные ему темы.
Оставшись один на один с воспитателем или сверстником, который не понимает его родного языка, ребёнок вынужден осваивать новый язык. Как и при освоении первого родного языка, понимание речи опережает навыки говорения, то есть ребёнок должен сначала научиться понимать новый язык и лишь затем говорить.
Желание учить разговорный русский язык возникает у детей под влиянием внешних благоприятных условий, которые на занятиях приходится создавать искусственно, учитывая любознательность ребёнка, способность к игре.
На начальном этапе обучения русскому языку особое место занимает модель реплик, которая наполняется разными словами в зависимости от конкретных ситуаций. Из всего богатого набора методов и приёмов обучения русскому языку, в своей работе при формировании, русско-киргизского двуязычия использовала методы, основанные на учёте
возрастных особенностей дошкольников: наглядные, игровые, имитационные, а также пение, рисование, чтение стихотворений.
Формирование двуязычия – это не простое запоминание отдельных слов, а выработка умений и навыков использования этих слов в общении. Работа над усвоением языкового материала идёт путём наполнения новых речевых образцов (речевых моделей) словами в соответствии с реальными или подсказанными воспитателем речевыми ситуациями.
Важным элементом в любом детском саду являются праздники, именно в них находят отражение история и традиции народов. Через эти мероприятия дети познают культурное наследие и своего и другого народа, созидая в своей душе фундамент для толерантного отношения к культурному и иному многообразию окружающего мира. Дети
познают русский язык и элементы новой культуры как часть своей жизни.
Посещая наше дошкольное учреждение всего один год, дети не умеющие говорить по-русски, достигли следующих результатов:
- понимают обращённые к ним на русском языке требования (собери игрушки, одень ботинки и т.д.)
- понимают сложные описания на русском языке (игра находится в красном ящике возле письменного столика);
- знают наизусть русские стихи и поют песни хором и по отдельности;
- знакомы с элементами культуры (узнают Деда Мороза, Снегурочку и т.д.)
- пассивно отвечают на вопросы на любые темы (цветы, животные, деревья, посуда и т.д.);
Успех обучения второму языку зависит как в организационном, так и в учебно-методическом плане от объединения усилий органов управления образованием, методистов, воспитателей, всех работников дошкольного учреждения и родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре
Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка