Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Автор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 192", г. Ярославль.
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям, родителям и другим лицам при организации детского пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
Из приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - «Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать в себя все необходимое, для развития детей в различных видах деятельности;
- трансформируемой - меняться с четом интересов и потребностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать разнообразие использования составляющих в различных видах деятельности детей;
- доступной - обеспечивать свободный доступ детей к составляющему среды;
- безопасной.
От того как наполнена развивающая среда, зависит интеллектуальное развитие ребенка. Интеллектуальное развитие – это мышление, восприятие, речь, внимание, воображение, память. Что же подразумевает под собой интеллектуальная база?
Интеллектуальная база (операции):
1) Анализ – подразумевает выделение частей из целого.
2) Синтез – понимается, как складывание частей в единое целое.
3) Сравнение – умение соотносить и видеть схожее или различие. Здесь стоит отметить, чем больше мы даем детям определений, тем больше они больше они начинают сравнивать объекты.
4) Классификация – объединение объектов по определенному признаку.
5) Обобщение – умение делать выводы.
6) Установление причинно-следственные связи – умение установить, что сначала; что потом; что будет, если…; к чему это приведет и т.д.
При организации РППС следует учитывать следующие принципы:
1. Принцип субъективности.
Признаки субъективности, которые формирует среда:
- ребёнок активен;
- инициативность (провоцируется внутренней мотивацией: мне интересно, мне нужно и т.д.);
- умение видеть проблемы и противоречия;
- формирование цели;
- составление задач плана действий;
- качественное выполнение запланированного;
- анализ ситуации или контроль.
2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены. Ведущий вид деятельности формируют все психические функции и провоцируют развитие других видов деятельности.
3. Принцип учета сензитивных периодов развития.
4. принцип определения зоны ближайшего развития.
5. принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития.
6. Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности.
7. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.
8. Принцип высокой мотивированности.
9. Принцип рефлексивности.
При организации РППС на улице так же нужно учитывать определенные принципы:
1. Учет возрастных особенностей. С каждым возрастом структура участка должна усложняться.
2. Ориентация на уровень допустимого риска. Нужно предлагать детям попробовать самому. Защита и риск должны быть сбалансированы. Примером может служить бордюр вдоль дороги. Если ребенку предложат выбрать где он хочет пойти по бордюру или дороге, то он, конечно, выберет бордюр. это объясняется тем, что ребенок хочет рискнуть. Поэтому на участке должен быть безопасный риск (к примеру бревнышки).
3. Принцип открытости объектов. Детская площадка должна быть открыта для детского фантазирования, для игры. Объекты должны быть полифункциональны. Открытый объект – это, например, песочница.
4. Принцип учета разного уровня активности посетителей. Детская площадка должна быть как местом активности, так и местом уединения. Это объясняется тем, что дети все разные, кто-то более активный, а кто-то более спокойный.
5. Площадка должна предлагать возможность общения детей разного возраста. В ином случае, возможность передачи игрового опыта отсутствует.
6. Принцип диалогичности. Должны быть объекты, которые приглашают к совместной деятельности. Например, мячи, двойные качели.
Хорошая площадка – это та, которая детей привлекает и, в которой дети находят возможность себя занять, а не та, которая с виду красива, а возможности для творческого преобразования нет. В ней должны быть объекты, имеющие игровую ценность. Игровая ценность объекта – это то, что ребенок может с этим объектом сделать.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая среда в ДОУ по ФГОС своими руками. Старшая группа Организация предметно - пространственной среды группы в детском саду Предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Похожие статьи:

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Конспект НОД для детей старшей группы детского сада на весеннюю тематику с использованием ИКТ | Конспект летней прогулки в старшей группе
Опубликовано: 2515 дней назад (7 июня 2017)
Просмотров: 1252
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Ираида Васильевна Лаишева # 7 июня 2017 в 16:58 0
Спасибо, полезная информация для педагогов.С введением ФГОС у всех, наверное, появилось много трудностей, в том числе и с организацией предметно-развивающей среды.Поэтому вся информация нужна и важна для нашей работы.