Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста

Условия для формирования правильной речи
Автор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 193", г. Ярославль.
Описание материала: данный материал содержит рекомендации по воспитанию правильной речи у детей с момента их рождения и будет полезен родителям, педагогам, а так же другим лицам, воспитывающих детей.

«…Речь есть, прежде всего, средство социального общения,средство выказывания и понимания…»
Л. С. Выготский

Изучением речи, особенностями ее формирования и развития занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Одним из великих ученых, который посвятил свою жизнь изучению данной области, является ученый лингвист А. Н. Гвоздев. В своих научных трудах он описал онтогенез детской речи. Благодаря его исследованиям и, зная этапы развития речи детей, можно вовремя заметить то или иное отклонение в речевом развитии и принять соответствующие меры по его устранению.
Изначально речь возникает как потребность в выражении своих желаний и эмоций. Позднее речь используется для познания окружающей действительности. Затем, развиваясь, речь включает в себя более сложные языковые единицы, обогащается словарь, возникают все более сложные грамматические конструкции.
Для того чтобы речевое развитие происходило правильно и своевременно, требуются необходимые условия:
- сохранный интеллект;
- нормальный слух и зрение;
- потребность в речевом общении;
- полноценное речевое окружение.
Запуском для зарождения речи является эмоциональное общение ребенка с взрослым. Эмоциональное общение должно быть позитивным: улыбка, смех, радость, удивление. И пусть это еще неречевое общение, но благодаря этому закладывается основа будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно понимаемых и произносимых языковых единиц. Затем эмоциональное общение должно подкрепляться и речью.
Немало важным является и включение ребенка в детский коллектив, в коллектив сверстников. Ведь любое общение детей между собой уже предполагает возникновение каких-либо речевых реакций. Порой, общаясь с ровесниками, ребенок проявляет больше эмоций и речевых высказываний, ведет себя более раскованно и непринужденно.
Для формирования звукопроизношения необходимо, чтобы речевой аппарат был подвижным. Поэтому необходимо всячески этому способствовать, давая детям что-то погрызть и выполняя артикуляционную гимнастику.
Необходимым условием для полноценного развития речевой деятельности является рассказывание детям о чем-то интересном, об окружающем. Так, например, гуляя с ребенком, стоит рассказывать об изменениях в природе («сегодня ярко светит солнышко» или «идет дождик»), о птицах, которые чирикают или прыгают с ветки на ветку и, вообще, обо всех явлениях, которые наблюдаются на прогулке.
Чтение художественной литературы так же оказывает необходимую пользу в развитии речи. Знаменитые русские народные сказки, различные потешки, прибаутки приобщают детей к слушанию. Затем, в ходе многократного повторения одной и той же, например, сказки дети договаривают фразы взрослых или сами продолжают рассказывать. Так формируется процесс заучивания, обогащается общая осведомленность детей.
Речь взрослого выступает примером для подражания. Поэтому взрослым необходимо следить за своей речью. Она должна быть грамотной, плавной, выразительной. Важным качеством является умение взрослого владеть голосом, правильно интонируя свою речь в соответствии с конкретной ситуацией, уметь подражать голосам животных, героям сказок.
Следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук тесным образом связано с развитием речи. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - так по этому поводу выска зался В. А. Сухомлинский. Способы развития моторных движений рук должны быть разнообразными. Для детей раннего возраста целесообразней использовать пирамидки, вкладыши, матрешки, большие пазлы, мозаики из крупных частей, игрушки на липучках, магнитах, пуговицах, заниматься с детьми лепкой из теста или пластилина. Для детей постарше используются шнуровки, пазлы из более мелких частей, сухие бассейны, штриховки, раскрашивание, рисование, лепка, вырезание.
Формирование правильного речевого выдоха и целенаправленной воздушной среды является важным компонентом в формировании правильного звукопроизношения. Этому способствует множество дыхательных тренажеров, игровых пособий, которые можно сделать своими руками. Это могут быть вертушки, мыльные пузыри и много другое, что требует вызывание воздушной струи.
Умение ребенка правильно произносить звуки родного языка к старшему дошкольному возрасту, слышать и различать их, является показателем развития речи в норме. К семи годам речь ребенка должна быть грамматически правильной и лексически богатой.
Таким образом, для формирования правильной речи необходимо создавать определенные условия и знать этапы развития речи детей. Если же в развитии речевой деятельности замечены какие-то отклонения от нормы, то необходимо как можно скорей обратиться к специалисту.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС Эйдотехника в детском саду
Лэпбук в детском саду своими руками. Тема: Животные жарких стран | Игры на обогащение словаря в средней группе
Опубликовано: 1146 дней назад (9 декабря 2018)
Просмотров: 565
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!