Обогащение словарного запаса детей. Игры для детей 4-6 лет
Автор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 193", г. Ярославль.
Описание материала:данный материал содержит рекомендации по обогащению словаря детей различными средствами выразительности и будет полезен родителям, педагогам, а так же другим лицам, воспитывающих детей.
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такой Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык»
Алексей Николаевич Толстой
Умение ребенка пользоваться красочной речью русского языка напрямую связано с тем, насколько разнообразен и богат его словарный запас.
Одним из средств обогащения словарного запаса детей являются
многозначные слова. Очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка использовать в речи многозначные слова, так как это способствует повышению культуры речи ребенка. Осваивая слова, имеющие несколько значений, ребенок учится правильно употреблять их в разном контексте, тем самым происходит обогащение словарного запаса ребенка.
Знакомство с многозначными словами целесообразно начинать с хорошо знакомых слов, которые имеют конкретное значение:
Идёт – идет человек, идет дождь;
Ножка – ножка стула, ножка гриба;
Работу по обогащению словаря детей многозначными словами следует начинать в такой последовательности:
- название слова;
- подбор к нему признаков и действий.
Игры с многозначными словами:
1. Игра «Склей конфетки».
Конфеты могут быть из картона или плотной бумаги. На половинках конфет изображены предметы (многозначные слова). Нужно склеить конфетки, подобрав соответствующие картинки.
2. Игра «Сложи крылья бабочек».
На крыльях бабочек нарисованы предметы. К каждому крылу нужно подобрать его половинку, называя картинки, одинаково звучащие.
Следует отличать многозначные слова от такого понятия, как
омонимы. Многозначные слова связаны между собой по сходству, а вот значения омонимов не связаны между собой, они означают совершенно разные вещи.
Пример омонимов: лук – овощ, оружие.
Еще одним средством развития словаря являются
синонимы. Синонимы – это слова, которые различаются по звучанию, но близкие по значению. Они многообразно отражают сущность одного и того же явления.
Например, дом – большой, громадный, гигантский, величественный.
Для пополнения словаря с помощью синонимов можно использовать следующие
игры:
1. Игра «Подбери слово».
Детям даются словосочетания, а к ним вопрос – как это можно назвать по-другому? Например, небольшой кубик – маленький кубик; невеселая девочка – грустная девочка; и т. д.
2. Игра «Высокая башня».
Для проведения данной игры понадобятся кубики. Детям предлагается построить высокую башню. Каждое новое слово это кубик. Чем больше слов подобрали, тем выше башня. Эту игру можно проводить, разделив детей на команды, в духе соперничества дети будут больше активизированы. У какой команды выше башня, та команда и выиграла.
3. Игра «Собери бусы».
Предлагаемую игру целесообразно проводить индивидуально с ребенком или с двумя детьми в качестве соревнования друг с другом. Дается веревка и бусины. Нужно сделать длинные бусы, подбирая на каждую бусину новое слово. У кого длиннее бусы, тот и выиграл.
Антонимы являются неотъемлемой частью обогащения словаря детей. Антонимы – это противоположные по смыслу слова. В обучении подбирать антонимы следует вначале использовать наглядность. Это могут быть предметы или картинки. Например, высокий забор и низкий забор, короткая линейка и длинная линейка. Возможно использование следующих
игр:
1. Игра «Наоборот».
Интереснее будет, если во время проведения данной игры будет использоваться мяч. Ведущий бросает мяч игроку, назвав слово, а тот должен бросить мяч обратно, подобрав противоположное слово.
2. Игра «Разложи по корзинкам».
Данную игру можно проводить как индивидуально, так и с несколькими детьми. Перед детьми лежат силуэты овощей и фруктов, на которых нарисованы различные предметы. Детям предлагается выбрать один фрукт и один овощ, на которых изображены предметы, одинаково звучащие, и разложить их по корзинкам.
Итак, можно сделать
вывод о том, что все вышеперечисленные средства способствуют обогащению словаря, делают речь детей богатой, яркой, выразительной и содержательной. Мало говорить на родном языке, нужно говорить правильно и красиво. Это способствует не только развитию речи в целом, но и общему развитию детей, их успешному обучению в школе.
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для детей
Развитие речи у детей. Советы для родителей
Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию
Игра - упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет
Игры с буквами для детей 4-6 лет
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет