Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации в процессе изодеятельности
В условиях дошкольного учреждения предпосылки к письму у детей формируются на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми этого не достаточно для подготовки руки к письму.
Мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация развивается в процессе изодеятельности. Так, например, бумага является доступным для ребёнка материалом, который широко применяется не только в рисовании, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, оформлении уголка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям.
Выделяются следующие виды изодеятельности: аппликация, лепка, трафарет, тренировочное рисование.
* Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о форме и цвете. Этот вид деятельности доступен детям, имеющим низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.
* Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, корригирует нарушение узнавания предметов по мышечно-суставному чувству.
* Трафарет способствует воспитанию правильного движения, использование трафарета позволяет расширить графические возможности детей с поражёнными руками. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур в регуляции моторики руки, развитии мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного итого же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства.
* Тренировочное рисование представляет собой систему графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук, в которых задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения обычно представляют собой работу с сюжетными рисунками и вызывают у детей интерес.
Работа над графическими упражнениями включает в себя:
* проведение прямых горизонтальных линий ставит перед ребёнком задачи сохранения параллельного направления линии и совершенствования пространственных ориентировок. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какой-либо путь, а вертикальная – продолжение какого-либо рисунка, например стебель цветка;
* проведение наклонных линий;
* ломаных (по опорным точкам), волнистых линий;
* штриховку (штриховку необходимо осуществлять только в заданном направлении, соблюдать равное расстояние между линиями и не заходить за контур);
* соединение разноудалённых точек (сначала точки располагаются на расстоянии 2 – 3 см друг от друга, а затем это расстояние и число точек увеличивается);
* рисование дуг (формирование умения регулировать размах движений);
* изображение геометрических фигур (начиная, с попарного соединения точек, образующего верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем правую.
Желаю успехов в работе!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»
Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада
Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста