Выявление межличностных отношений в классе методом социометрии
Социометрическое исследование проводится учителем или классным руководителем с помощью заранее сформулированных вопросов (критериев), которые связаны с учёбой, отдыхом, трудовой деятельностью, например:
1. К кому бы ты обратился, в первую очередь, встретив затруднения в учении?
2. С кем из товарищей, в первую очередь, ты хотел бы проводить свободное время?
3. Кого из своих одноклассников, в первую очередь, ты пригласил бы на день рождения? и т. д.
Цель социометрического опроса заключается в выборе каждым учащимся товарища (партнера) для совместной деятельности и отдыха. Сделанный школьником выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а математическая обработка данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: социометрический статус ученика в классе, взаимность выбора, степень удовлетворенности межличностными отношениями и другие.
Процедуру социометрического обследования можно проиллюстрировать на примере использования такого критерия как выбор школьником партнера по парте.
Учащимся изучаемого класса раздаются чистые листки бумаги и сообщается следующая инструкция: «Ребята, с начала новой четверти мы хотим рассадить Вас за партами так, как Вы сами пожелаете Напишите, пожалуйста, на листочке бумаги фамилии тех одноклассников, с которыми Вы хотели бы сидеть за одной партой. Причем под номером один укажите фамилию того ученика, с которым Вы хотели бы сидеть в первую очередь, под номером два – того, с кем бы Вы хотели сидеть, если нам не удастся посадить Вас с первым, под номером три – фамилию того ученика, с которым Вы тоже не возражали бы, сидеть в том случае, если не удастся посадить с первым или вторым номером, и т. д. Листки подписываются каждым учащимся и после заполнения, на что уходит минут десять, собираются учителем.
При обработке данных составляется матрица, которая по своей форме напоминает шахматную турнирную таблицу. По вертикали в ней указываются фамилии всех учащихся класса, а по горизонтали их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый учащийся в качестве своего партнера по парте.
Затем в таблице подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производят по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе. На основании приведенных в таблице данных можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:
С = ,
где С – статус ученика;
УR1 – сумма полученных выборов;
R – число учеников класса, участвовавших в выборах.
Так, статус ученика под № 3 (Иванова) равен 60% ; статус ученика под № 7 (Николаев) равен 10% .
В целях дальнейшего анализа данные, представленные в матрице, оформляются графически в виде социограммы (см.рисунок). Социограмма представляет собою четыре концентрические окружности, в каждую из которых помещают соответствующие номера учащихся класса.
Матрица выборов
№ п/п
Кого выбирают
Кто выбирает
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1.
Алферов
+
+
+
2.
Онегина
+
+
+
3.
Иванова
+
+
+
4.
Алексеева
+
+
+
+
+
5.
Петров
+
6.
Рябова
+
+
7.
Николаев
+
+
+
+
8.
Ермолаев
+
+
+
9.
Степанова
+
+
10.
Силаев
+
+
11.
Тимофеева
+
Количество полученных выборов
3
4
6
3
5
2
1
3
2
0
2
Из них взаимных
2
2
1
2
0
1
0
1
1
0
0
В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (в нашем примере учащиеся № 3 – Иванова и № 5 – Петров). Таких учащихся называют «социометрическими звездами» – они пользуются высоким авторитетом среди членов группы и вызывают у них наибольшую симпатию. Во второй круг заносят номера тех учащихся («предпочитаемых»), которые имеют среднее количество выборов (№ 1, № 2, № 4 и № 8). В третий круг – учащихся, имеющих число выборов меньше среднего, так называемых «пренебрегаемых» (№ 6, № 7, № 9, № 11) и в четвертый круг – «изолированных», т.е. не получивших ни одного выбора (№ 10 – Силаев).
Социограмма межличностных отношений в группе
Односторонний выбор обозначают на диаграмме сплошной линией с одной стрелкой (от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает), а взаимный выбор – сплошной линией с двумя стрелками. В результате получается графическая схема, которая дает наглядное представление о положении каждого школьника в структуре межличностных отношений класса, в частности, об отношениях между мальчиками и девочками. На основе социограммы можно также выяснить, является ли «звезда» фактическим лидером в данной группе или эту роль выполняет другой ученик, в каком отношении находятся официальная структура коллектива и неофициальная, реальная.
Кроме того, с помощью социограммы можно оценить состояние взаимных выборов (уровень взаимности межличностных отношений). С этой целью рассчитывают коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями (КУ):
КУ =,
где N – общее число выборов, полученных в опросе;
N1 – число взаимных выборов.
По значению КУ ученики класса могут быть ранжированы по четырем группам:
Первая: КУ = 75–100%.
Вторая: КУ = 50–75%.
Третья: КУ = 25–50%.
Четвертая: КУ = 0–25%.
Если в классе преобладает первая и вторая группы, то уровень взаимности межличностных отношений благополучный, а если третья или четвертая, – то неблагополучный.
Полученные данные полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью класса и поведением учащихся. Важно, например, установить, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в системе межличностных отношений, почему некоторые учащиеся попали в число «пренебрегаемых» или «изолированных». Такое наблюдение – возможность внести коррективы в результаты социометрического обследования и наметить необходимые воспитательные мероприятия, направленные на изменение неблагоприятного социометрического статуса отдельных учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Цели и задачи воспитания школьников
Проблемно-ориентированный анализ воспитательного мероприятия
Самоуправление в начальной школе
Сценарий на день учителя в школе
Похожие статьи:
Воспитательная программа ОЭР в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Функции классного часа
Внеклассная работа в школе