Назначение: Программа будет полезна музыкальным педагогам СШ, преподавателям ДМШ.
Цель: Развитие творческих способностей подростков.
Задачи:
-познакомить с Программой "Музыкальная шкатулка";
-обучить проводить мониторинг и диагностику.
Описание: Данная программа ориентирована не только на то, чтобы дать ребенку какие-либо знания из области окружающей действительности или сформировать у него какие-либо специальные умения или навыки, но и на процесс формирования умственных и творческих способностей, на то, чтобы сделать этот процесс оптимальным. На схеме представлены блоки, составляющие структуру программы развития творческого потенциала личности ребенка. Для развития творческих способностей необходимо, чтобы у ребенка наличествовал творческий потенциал, направленность на творчество. Эти качества присутствуют у каждого, но развитие их в руках педагога. При поддержке педагогом творческой активности подростка, развивая его творческое мышление, мы получим хорошие результаты. Самое главное – это создание условий для раскрытия творческих способностей подростков.
Развитие творческих способностей подростков предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.
Проведенные нами специальные исследования показали эффективность работы по развитию творческих способностей подростков, проводимой в процессе специально организованной деятельности.
Общая характеристика программы «Музыкальная шкатулка».
Данная программа ориентирована не только на то, чтобы дать ребенку какие-либо знания из области окружающей действительности или сформировать у него какие-либо специальные умения или навыки, но и на процесс формирования умственных и творческих способностей, на то, чтобы сделать этот процесс оптимальным. На схеме представлены блоки, составляющие структуру программы развития творческого потенциала личности ребенка. Для развития творческих способностей необходимо, чтобы у ребенка наличествовал творческий потенциал, направленность на творчество. Эти качества присутствуют у каждого, но развитие их в руках педагога. При поддержке педагогом творческой активности подростка, развивая его творческое мышление, мы получим хорошие результаты. Самое главное – это создание условий для раскрытия творческих способностей подростков.
ПРОГРАММА «Музыкальная шкатулка».
Пояснительная записка
Музыка, как и все виды искусства в обществе, помогает формированию всесторонне и гармонично развитой личности. Именно музыка обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на мировоззрение, мышление, поведение и художественное развитие человека.
Но сегодня вызывает озабоченность огромный поток музыки различных направлений, не всегда способствующей эстетическому воспитанию.
Трудно разобраться и отделить негативное в этом потоке, особенно ребенку. Поэтому сейчас очень актуальна необходимость формирования у детей художественного вкуса, ценностных ориентаций, важно научить каждого самостоятельно разбираться в нравственных и эстетических проблемах.
Не менее актуальны вопросы организации детского досуга, тем более в условиях села, где, в отличие от города, нет большого выбора учреждений дополнительного образования детей.
Для решения этих проблем возникает потребность в организации кружковой деятельности, в частности музыкальной.
Музыкальное объединение – это своего рода, пропаганда музыки, которая помогает развитию у детей художественно–творческих способностей, влияет на моральный облик школьников, на их отношение к жизни, вызывает потребность поделиться своими эстетическими переживаниями с другими, сделать произведения искусства достоянием более широкого круга людей.
На занятиях объединения, при разборе музыкальных произведений, доступных и близких интересам учащихся, меняется их отношение к отдельным жанрам и направлениям музыки, возникают новые интересы, в том числе и к классической музыке.
Элементарное музицирование дает возможность оценить свои интересы и способности, приобрести многообразный опыт в связи с музыкой - опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения, творчества, самовыражения.
В этом помогает дополнительная образовательная программа «Музыкальная шкатулка».
Важнейшим в реализации является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Так как именно в процессе занятий происходит развитие личности ребенка, его способностей, нравственное и эстетическое развитие детей.
Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и проектной деятельности школьников, которая взята за основу образовательной программы «Музыкальная шкатулка»
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Правильно организованное обучение должно привести к воспитанию эстетического отношения к музыке, чтобы музыка вызывала у детей эмоциональный отклик, чтобы любовь и интерес обучающихся к песням народного творчества, русских, советских, зарубежных композиторов переросли в потребность к ней. Занятия в объединении позволяют развивать у ребят интерес к вокально-инструментальному искусству, это повышает не только их музыкальную культуру, но и уровень школьной эстрады.
Особое внимание уделяется занятиям по фольклору, где проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка.
В программе также предусмотрены постановки детских музыкальных спектаклей и сказок. Занятия музыкально-творческой и концертной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, развитию эстетического вкуса, дают прекрасную возможность для творческой самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала и самоутверждения.
Практическая значимость программы состоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.
К обучающимся, занимающимся в объединении «Музыкальная шкатулка», приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, подростки получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Объединение «Музыкальная шкатулка» предоставляет соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого обучающегося.
Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Цели и задачи
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей детей в области музыкального искусства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• вовлечь одаренных и талантливых обучающихся в объединение «Музыкальная шкатулка»;
• способствовать раскрытию творческих, исследовательских умений и способностей школьников;
• стимулировать общественную активность обучающихся;
• содействовать популяризации объединения «Музыкальная шкатулка»
Образовательный аспект:
- формирование системы знаний основ музыкальной грамоты; расширение кругозора в области музыки;
- формирование умения общаться с музыкальным классическим наследием и с образцами современной музыки;
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
Развивающий аспект:
- развитие художественно-творческих способностей, музыкального слуха, певческого голоса, чувства ритма;
- развитие моторных навыков (ловкости, координации пальцев и рук), восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, коммуникабельности;
- развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей у детей;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, активизация потребности использовать знания и умения, приобретенные на занятиях, в художественной самодеятельности, в быту, на досуге.
Воспитательный аспект:
- воспитание эмоционального отношения к музыкальному искусству; музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать, понимать и исполнять ее;
- формирование художественного вкуса, критичного, избирательного отношения к разнообразным музыкальным явлениям;
- формирование нравственных принципов, ценностных ориентаций, профессионального самоопределения;
- воспитание дисциплинированности, целеустремленности, терпения, настойчивости в достижении поставленных задач.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа «Музыкальная шкатулка» рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет и предполагает срок реализации 3 года.
Количество часов на учебный год составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий для детей 10-12 лет составляет 2 часа, для детей 13-15 лет – 2-4 часа. Индивидуальные занятия по 30 минут.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными особенностями детей и для начального этапа освоения программы не требуется особых стартовых знаний по музыке.
Программа построена по принципу «от простого к сложному», все сведения и навыки вытекают из предыдущих и наслаиваются постепенно. Работа с детьми младшего возраста начинается с развития эмоционального восприятия музыки, с подражательных навыков и постепенного накапливания слухового материала, воспитания осознанности в восприятии и действии (исполнении).
Для подкрепления теоретических положений приводятся убедительные и яркие примеры из разных областей музыки, близких по содержанию данной возрастной группе. При этом используются современные эстрадные песни, популярные произведения разных композиторов.
Формы и методы
При реализации программы используются различные методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки в «живом» исполнении и аудиозаписи) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, схем, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод формирования основ музыкальной культуры детей. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение: она используется для иллюстрации незнакомых явлений или образов и необходима на начальной стадии работы с детьми.
Объяснительно-иллюстративный метод – это рассказ педагога, который ведет детей к усвоению готовых знаний, беседы о содержании музыки.
Диалогический метод – диалог между педагогом и учащимися, обсуждение и создание личных комплексных планов. Обеспечивается более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем во время практических занятий.
Репродуктивный метод – это организованное педагогом повторение на основе серии упражнений, что ведет к усвоению умений и навыков. Учащиеся действуют по образцу, показанному учителем.
Эвристический метод - учащиеся совместно с педагогом проводят поиск средств и новых решений задач.
Исследовательский метод - обеспечивает творческое применение знаний учащихся. Это основной метод развития творчества и самостоятельности и применим к более позднему этапу обучения (например, подбор аккомпанемента на муз. инструменте самостоятельно).
Программа предусматривает следующие формы проведения занятий: беседы, объяснения, рассказы через наглядные просмотры, дискуссии, викторины и познавательные игры, прослушивание музыки (в аудиозаписи и «живом» исполнении), упражнения, репетиции, самостоятельное сольное исполнение, исполнение в ансамбле, участие в массовых мероприятиях.
Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Организационные формы: репетиционные занятия, музыкальные спектакли и театрализованные концерты, конкурсы, КТД, проекты, научно-практические конференции, обучающие семинары, праздники, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, фестивали и т.д.
Основной вид деятельности – практический, включающий в себя репетиции, концерты, конкурсы, обучение навыкам проектирования и работы с информацией, создания стенгазет и газет на музыкальную тематику, создания презентаций.
Хитросплетение творческих, познавательных, интеллектуальных форм работы, содержание которых пронизано творчеством, игрой, превратят деятельность в объединении в яркое и запоминающееся событие в жизни ребенка.
В программе уделяется место музыкально-театральной деятельности, где обучающиеся получают первые навыки актерского мастерства. Занятия музыкальной театрализацией способствуют развитию творческого воображения, фантазии школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать на сцене.
Формы занятий:
• вокальные упражнения, направленные на развитие звукообразования, расширение диапазона, артикуляцию, дикции;
• игра на музыкальном инструменте (гитара);
• беседы, лекции;
• приобщение к народным традициям Башкортостана;
• встречи с исполнителями и театральными деятелями;
• выезды на концерты, оперные и музыкальные спектакли;
• репетиции музыкальных спектаклей;
• конкурсы разных уровней;
Для успешной реализации программы важна помощь родителей в построении образовательного процесса, в создании для ребенка условий и режима занятий дома. Родители принимают непосредственное участие в создании единой образовательной среды, так как домашняя среда – основа формирования личности ребенка. Педагога и семью объединяет общее стремление помочь ребенку на непростом пути раскрытия его талантов.
Оборудование и материальное обеспечение
- помещение для занятий, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
- мебель: столы и стулья для занятий детей, шкафы для хранения инструментов и аппаратуры, оборудования и наглядных пособий;
- музыкальная аппаратура: магнитофон или музыкальный центр, телевизор, DVD – проигрыватель, синтезатор, усилитель, микшер, метроном и электронный камерон, акустическая гитара, электрогитара, бас-гитара;
- наглядные пособия: для просмотра (иллюстрации, картинки, видеозаписи, схемы, инструкционные карты и другое) и для прослушивания (аудиозаписи);
- музыкальные народные инструменты (курай, гармонь, кубыз, мандолина, балалайка);
- народные костюмы.
Содержание программы первого года обучения:
1. Введение. Проверка музыкальных способностей.
Вводное занятие. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности.
Практика: Проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.
2. Знакомство с различной манерой пения.
2.1. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадии развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.
Практика: Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».
2.2. Знакомство с различной манерой пения.
Практика: Специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Упражнения на развитие голоса.
3. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа.
3.1. Знакомство с голосовым аппаратом. Строение голосового аппарата. Артикуляционный аппарат. Понятие артикуляции. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика: Пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Артикуляционная гимнастика. Интонационные и фонетические упражнения.
3.2. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможностей. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.
Практика: Развитие навыков вокально-хоровой деятельности (как вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).
4. Основы игры на гитаре.
4.1. История шестиструнной гитары. Предшественницы гитары. Появление гитары в России, ее утверждение и становление. Знакомство с выдающимися исполнителями прошлого и современности, их бесценным опытом.
4.2. Мелодия и аккомпанемент. Понятие о мелодии и аккомпанементе. Функции аккомпанемента. Гармония. Понятие аккорда.
Практика: Исполнение мелодии (песни) под аккомпанемент педагога. Игровое упражнение «Карусели».
4.3. Основы игры на гитаре. Требования, предъявляемые к рукам, для извлечения звука. Выбор места нанесения удара по струнам. Обозначение направления удара. Способы извлечения звука пальцами.
Практика: Разучивание способов нанесения удара по струнам гитары с соблюдением изученных условий и способов извлечения звука пальцами: ногтевого и подушечками пальцев. Выполнение упражнений на исполнение аккордов понравившимся способом.
4.4. Как взять аккорд. Правила постановки пальцев левой руки при взятии различных аккордов.
Практика: Упражнения в постановке пальцев левой руки при взятии аккордов. Игра аккордами.
5. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Постановка музыкальных спектаклей.
5.1. Практика: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (похлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
5.2. Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения. Работа над репертуаром. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно-сценического образа. Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.
6. Подготовка и проведение праздников.
Создание презентаций к внеклассным музыкальным мероприятиям, концертам и т.д.
Подведение итогов работы за год. Концертная деятельность.
Ожидаемые результаты на первый год обучения:
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• освоение простейшей игры на музыкальном инструменте (гитара);
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко произносить слова – артикулировать при исполнении);
• умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
• умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Содержание программы второго года обучения.
1. Введение. Настроимся на нужный лад.
1.1. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты.
Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения.
1.2. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.
Практика: Специальные упражнения для развития голоса. Работа над певческими навыками.
2. Овладение игрой на музыкальном инструменте (гитаре).
Вокально-инструментальные навыки в исполнительском мастерстве.
2.1. Правильная посадка, положение рук и гитары. Простейший аккомпанемент на гитаре в тональности ЛЯ-минор. Простейший аккомпанемент на гитаре в тональности ДО-мажор.
Практика: Работа над правильной посадкой гитариста. Разучивание упражнений на исполнение простейшего аккомпанемента в разных тональностях (ЛЯ-минор и ДО-мажор).
2.2. Прослушивание и подбор песен для исполнения. Запись текстов песен и аккордов.
Практика: Разучивание песен и аккомпанемента. Исполнение песен под аккомпанемент гитары.
2.3. Вокально-инструментальный ансамбль как художественное единство текста и музыки, согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности. Разновидности ансамблевого звучания. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Практика: Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. Работа с солистами и отдельными партиями. Исполнение вокальных номеров, анализ.
2.4. Практика: Работа над исполняемыми произведениями. Разучивание музыкального материала с сопровождением. Работа с вокально-инструментальным ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства.
3. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
3.1. Понятие опорного дыхания. Артикуляция. Понятие и роль певческой позиции. Выстраивание, соедине¬ние и сглаживание регистров.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной певческой позиции. Упражнения на сглаживание регистров.
3.2. Фонопедический метод развития голоса. Творчество и импровизация.
Практика: Специальные упражнения для развития голоса. Интонационно-фонетические упражнения. Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.
4. Использование элементов ритмики, движение под музыку. Сценическая культура.
4.1. Использование элементов ритмики. Ритмическая работа: прохлопывание, запись ритмического рисунка. Интонирование исполняемых произведений.
Практика: Упражнения с элементами ритмики. Постановка танцевальных движений. Упражнения на развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
4.2. Сценическая культура. Раскрытие особенностей художественно-сценического образа. Выразительные средства исполнения. Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы.
Практика: Работа над раскрытием художественно-сценического образа и выразительными средствами исполнения. Разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений.
Ожидаемые результаты на второй год обучения:
• наличие повышенного интереса к вокально-хоровому искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
• увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
• проявление навыков игры на музыкальных инструментах;
• умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение акапелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
• усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
• участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку, повышение сценического мастерства.
Содержание программы третьего года обучения.
1. Введение.
Знакомство с различной манерой исполнения. Вокальные навыки.
Знакомство с многоголосным пением.
1.1. Вводное занятие. Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Тестирование. Тренинг. Развивающие упраж-нения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.
1.2. Знакомство с различной манерой исполнения (продолжение). Мелодия, мелодизм. Понятие тембра. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Зависимость произведения от тембрального окраса.
Практика: Работа над произведениями с разными тесситурными условиями. Индивидуальная работа с вокалистами.
1.3. Темп как развитие произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа.
Практика: Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах. Исполнение произведений с разной тесситурой, в разных темпах.
2. Работа над собственной манерой исполнения.
Творчество и импровизация.
2.1. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Практика: Работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборо¬там, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.
2.2. Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Практика: Работа над звуковедением начинается с распеваний, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук.
3. Сольфеджио. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.
3.1. Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, постепенное движение, куплетная фор¬ма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие, мажор, минор, интервалы (их названия), динамические оттенки. Знакомство с понятиями. Анализ произведений. Написание нот и построений трезвучий. Понятие разрешения и обращения, практическое их применение. Лад, интервал, динамичес¬кие оттенки.
Практика: Пение гамм. Разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений. Упраж¬нения в построении трезвучий.
3.2. Дикция и артикуляция. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
Практика: Упражнения по углублению вдоха и выдоха, на ощущение зевка, нёба, положение языка, нижней челюсти, расслабление мышц шеи. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, гласных и согласных звуков, умения хорошо открывать рот.
3.3. Выявление индивидуальных красок голоса.
Практика: Активизация речевого аппарата с использовани¬ем речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Расширение диапазона голоса.
4. Русский народный фольклор. Вокально-хоровая работа.
4.1. Особенности и старинные традиции русского народного фольклора. Знакомство с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором. Анализ народных хоровых песен, их характера и особенностей исполнения.
Практика: Исполнение народных песен. Работа над художественным образом. Упражнения на разные виды дыхания, открытость звука, присущего народному исполнению произведений.
4.2. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него.
5. Современные стили и направления музыки.
Положительный и отрицательный потенциал музыки.
5.1. Современные стили и направления музыки. Потенциальные характеристики разных стилей. Положительный и отрицательный потенциал музыки. Слушание и анализ фрагментов оперетты Ф. Легара "Весёлая вдова", фрагментов оперы Р. Вагнера "Вальпургиева ночь", песен группы "Битлз" "Мишель", "Завтра", песен Э. Пресли. Слушание первой части сонаты №14 " Лунная".
Практика: Умение отличить музыку с положительным потенциалом от музыки с отрицательным по¬тенциалом, уметь находить относительно нейтральную музыку. Анализ музыки на положительный и отрицательный потенциал. Анализ чувств воспри¬ятия. Работа со словарём. Сочинение на музыкальную тему.
6. Вокально-инструментальные навыки в исполнительском мастерстве.
6.1. Работа с вокально - инструментальным ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения.
7. Подведение итогов. Концертная деятельность.
Итоговое занятие. Анализ работы объединения в целом.
Отчетный концерт. Исполнение концертных номеров вокальной группы.
Ожидаемые результаты на третий год обучения:
• проявление навыков вокально-инструментальной деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы);
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
• при участии в музыкальных постановках импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве; повышение сценического мастерства;
• активное участие в концертной и пропагандистской деятельности;
• исполнение двухголосных произведений с использованием различных интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
• умение петь под аккомпанемент (гитары, фортепьяно, баяна), владеть голосом и дыханием, слышать красоту своего голоса.
Ожидаемые результаты по окончании реализации программы:
В процессе обучения:
• у обучающихся формируются учебно-познавательные компетенции (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
• обучающиеся получают опыт межличностного взаимодействия ученика и взрослого, между собой в рабочей группе;
• обучающиеся получают возможность реализации собственного познавательного, творческого, лидерского потенциала;
• обучающимся предоставляется возможность презентации результатов творческой работы;
• идет увеличение количества участников объединения «Музыкальная шкатулка»; обогащение духовного, интеллектуального мира обучающихся;
• происходит самореализация обучающихся, раскрытие их творческого потенциала;
• создается пиар объединения «Музыкальная шкатулка» в с. Месягутово и Дуванском районе.
«Обучая других, обучаешься сам…», - понимая эту закономерность, подросток, изучивший что-либо, стремится рассказать об этом другим. Главный из ожидаемых результатов - развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.
Диагностика и мониторинг в деятельности программы
В логике развития программы была широко использована технология ориентации каждого ребенка на личностные достижения, алгоритм которой был следующим: определение цели  создание атмосферы успеха  учет достижений  рефлексия. Для этого большое внимание уделяется диагностике детей с целью выявления интересов и предпочтений, а так же аналитическому сопровождению в течение реализации программы. Важно, что диагностируются все участники объединения.
Диагностика проводится на разных этапах. Используется индивидуальная, групповая и коллективная диагностика и такие ее формы, как анкеты, ассоциации, тесты и т.д.
В течение первого года обучения проводилась диагностика успешности – «Цветопись занятия» или «Цветопись мероприятия» (методика А.Н. Лутошкина), в процессе которой каждый ребенок формулировал свое мнение по поводу прожитого дня по критерию самореализации, предполагающему ранговую оценку по одному из трех уровней: «Был успешен, реализовался на 100%»; «Мог бы лучше»; «Так себе, ничего не добился». После того как ребенок озвучивал свою позицию, коллектив мог поддержать ее или опровергнуть, после чего итог заносился в таблицу, где можно было наблюдать динамику индивидуального (горизонтально) и коллективного (вертикально) развития. Таким образом, на основе индивидуальной и групповой оценки детей педагоги имели возможность отслеживать степень включенности каждого ребенка в программу, его отношение к происходящему, эмоциональный настрой и по необходимости реагировать. Следует заметить, что положительная динамика успешности резко возрастала на основе индивидуальных и коллективных побед и приобретений детей в различных видах деятельности.
«Цветописи» наглядно показывают, как меняется позиция ребенка: от участника до организатора, как складываются взаимоотношения в объединении, как формируется коллектив.
Характерно, что если в начале первого года обучения интересы многих детей сводились к участию в деятельности объединения, то в результате реализации программы к концу первого учебного года ценностные установки детей значительно расширились. Дети отмечали как достижения приобретение нового опыта и знаний, самореализацию, изменение самооценки в сторону ее повышения, проявляли стремление к новым успехам.
Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях музыкального объединения было проведено анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятиях?».
Анкета для детей первого года обучения. Нужно было выбрать один или два варианта ответов:
1. Беседы о народных традициях, обрядах.
2. Народные игры.
3. Принимать участие в концертной деятельности.
4. Петь.
5. Игра на музыкальном инструменте.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки
Музыкальное знятие для детей средней группы
Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса
Брейн - ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ
Похожие статьи:
МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ
Музыкальная викторина для школьников 9, 10, 11 класса
Фестиваль «Давыдовский». Итоги
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика