Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры для формирования первичных знаний по орфографии у дошкольников 6-7 лет в детском саду

Игра как средство для формирования первичных знаний по орфографии в детском саду.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света". Глубокие знания по фонетике и орфографии русского языка помогли мне придумать дидактические игры для старших дошкольников, способствующие формированию знаний по классификации звуков в увлекательной форме. Уверенное пользование классификацией звуков является основой для усвоения орфографических правил. Данная методическая разработка является подсказкой для организации образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Проработав 7 лет учителем русского языка, по воле судьбы мне пришлось переквалифицироваться и работать воспитателем в дошкольном учреждении. В первое время непроизвольно возникало желание учить. Воспитывая и формируя личность, в разных играх научилась формировать новые знания. Поняла, что имею возможность использовать свои знания и опыт для формирования у детей первичных знаний, позволяющих предупреждать распространённые орфографические ошибки. Ведь залог успешного усвоения основных орфографических правил – уверенное пользование знаниями о классификации звуков. Например, чтобы усвоить правило о правописании ЖИ, ШИ, полезно выяснить, что под влиянием мягкого гласного И звуки Ж и Ш не меняются, т.к. в русском языке они всегда твёрдые; для усвоения правил правописания гласных после Ц также важно усвоить, что в русском языке нет мягкой пары этого звука, он всегда твёрдый. Для усвоения правила правописания ЧА-ЩА , сочетаний ЧК, ЧН, ЩТ, ЩН,НЧ, НЩ, РЧ, РЩ , важно понять, что звуки Ч,Щ, всегда мягкие, поэтому они не нуждаются в помощи соседа – мягкого гласного звука или мягкого знака. Очень часто препятствием для усвоения правил правописания безударных гласных звуков( гора-горы, леса –лес) и чередующихся гласных звуков (растение-вырасту, но вырос) становится отсутствие опыта сравнения ударных и безударных гласных звуков. Поняла, что в детском саду на занятиях и в режимные моменты есть возможность проводить «минутки грамоты», занимательные дидактические игры, позволяющие на слух и произношение определить и запомнить гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и согласные, ударные и безударные звуки.
Приведу несколько игр для детей старшей и подготовительной группы, концентрирующих внимание детей на «природу» звука.
1. Дидактическая игра «Звучащие игрушки».
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к артикуляции звука; формировать первичные навыки слияния слогов, способствовать обогащению и уточнению представлений о слоге.
Воспитатель приглашает 2-3 детей. Они одевают костюмы становятся звучащими игрушками. Особенность игрушек в том, что стоит к ним прикоснуться, они произносят только один звук. Ребёнок сам выбирает или взрослый называет, какой звук он будет произносить. По очереди воспитатель касается всех детей, они проговаривают свой звук. Затем просит детей рассказать всё, что они знают о звуке. (Гласный, потому что можно пропеть, прокричать, прошептать, воздух проходит свободно. Согласный, потому что нельзя пропеть, воздух встречает препятствия. Ребёнок называет, что мешает воздуху выйти – нёбо, зубы, губы, язык, нёбо и язык, зубы и губы, зубы и язык и.т.д.) Далее просим всех остальных детей помочь игрушкам прозвучать громче. Просим нескольких детей взяться за ручки и прозвучать, как только к ним прикоснутся, а остальных детей – помочь игрушкам. (Взрослому нужно корректировать формирование слогов).
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин живых звуков»
Цель: способствовать закреплению характеристик звуков; мотивировать самостоятельный поиск новых знаний; совершенствовать культуру взаимоотношений.
Материалы: синие, красные, зелёные шапочки для звуков-детей, корзина для покупателя, кассовый аппарат для продавца, чеки.
Выбирается продавец и покупатель, остальные дети выбирают понравившуюся шапочку и ждут покупателя. Покупатель приходит в магазин и называет, какие звуки любит, например, мягкие согласные, твёрдые гласные, звонкие согласные и.т.д. Покупатель подходит к «звукам» и касается их, «звуки» звучат. Покупатель говорит, хочет купить этот звук или нет (берёт звук , если он соответствует той характеристике, что назвал в начале игры), продавец продаёт товар, если всё правильно, если же звук или покупатель допустили ошибку, продавец, не продаёт товар, не выдаёт чек. Выбирается новый покупатель и продавец. Шапочки детей меняются. Игра продолжается. Победителем становится покупатель, набравший наибольшее количество чеков.
Детям игра очень нравится. Ценность игры в том, что все дети хотят стать покупателем, поэтому следят за его ответами, закрепляя и уточняя при этом свои знания.
3. Театрализованная игра «Красные Шапочки и Принц Й»
При классификации гласных звуков у детей возникают трудности с определением характеристики звуков, обозначаемых буквами е,ё,ю,я. Почему гласные, если мы слышим Й? Почему мягкие, если слышим гласные а,о,у,э? Чтобы прочно усвоить информацию о таких звуках, во втором полугодии с детьми подготовительной группы инсценируем сказку.
Жил-был в стране Звукляндии Красные Шапочки И, А,О,У,Ы,Э (девочки надевают красные шапочки). Они очень любили петь, звонко кричать, нежно шептать. В своей стране их так любили, что они могли спокойно передвигаться по всей стране. Красные шапочки дружили с Синими шапочками. Только одну Красную Шапочку не любили Синие Шапочки. Но об этом никто не знал. (Мальчики надевают синие шапочки). (Ребята, может вы знаете? Речь идёт о мягком гласном И.) Синим шапочкам было труднее жить. Их не все любили. Синюю шапочкуМ не любили госпожа Губы и всегда закрывали им путь. Синюю шапочку Л не любил господин Язык и господин Нёбо и тоже не пропускал мимо себя. (далее сказку могут сочинить дети). Но однажды Синие Шапочки обиделись на Красных Шапочек и превратились в Зелёных Шапочек. ( Мальчики надевают зелёные шапочки). Они полюбили только Красную шапочку И. (Как вы думаете, почему?) Все остальные девочки переживали, они потеряли очень хороших друзей. Но в один прекрасный день приехал самый добрый принц Зелёная шапочки Й. Вот однажды утром встретились Красная Шапочка А и Зелёный Шапочка ЛЬ, это были старые друзья по прозвищу ЛА. Они совсем не понимали друг друга, дело шло уже к ссоре, но тут к ним прибежал принц Зелёный Шапочка Й, он был такой добрый и мягкий, что помог подружиться. Появились в стране Звукляндии новые друзья, теперь их называли ЛЯ. Принц Й был такой добрый и мягкий, что подружил все Зелёные Шапочки с Красными Шапочками. ( Воспитатель содействует сравнению слогов ла-ля, на-ня, но-нё и.т.п.) . Ребята, подскажите, какие ещё друзья появились в той стране? Но в глубине души Й не взлюбил Ы, так и не смог подружить его с Зелёными Шапочками.
На первоначальной ступени школьная программа не имеет возможность отвести нужное количество времени для формирования знаний об артикуляции звуков. Не все дети способны быстро осознать и запомнить такие знания. Вот и появляются многочисленные орфографические ошибки. Хорошо, если дети имеют возможность приобрести опыт наблюдения за происхождением звуков в дошкольный период своего развития, дополняя игры и игровые упражнения, необходимые для формирования навыка чтения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе Обучение грамоте в подготовительной группе Игровая программа для детей подготовительной группы детского сада Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра

Похожие статьи:

Как выбрать водящего среди детей

Подвижные игры для детей подготовительной группы ДОУ

Встреча с будущими первоклассниками. Сценарий

Лабиринты для детей 6-7 лет

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

ФГОС в детском саду. Новые средства воспитания
Опубликовано: 3090 дней назад (8 июля 2016)
Просмотров: 1867
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Тамара Борисовна Вершинина # 11 июля 2016 в 10:47 0
Здравствуйте, Альбина Петровна! Очень интересный и нужный материал вы представили. Думаю, что навыки классификации звуков прививаются не сразу, не быстро. Ваш подход в игровой форме заложит основы правописания до школы. С вашего разрешения беру себе в закладки для внучки. Примите мой голос.
Ольга Геннадьевна Костицына # 9 августа 2016 в 23:35 0
Здравствуйте, Альбина Петровна!
Вы представили интересные игры. Особенно оригинальной мне показалась театрализованная игра "Красные шапочки и принц Й"
Данный материал будет интересен воспитателям и учителям - логопедам, проводящим занятия по подготовке к обучению грамоте.
Занятия, проводимые в игровой, занимательной форме всегда интересны детям, а материал запоминается и усваивается легче.
Добавьте, пожалуйста, список используемой литературы и в дальнейшие Ваши публикации.
(Увидев список методической литературы, легче понять основу Ваших интересных идей и придумывать что - то своё.)
Спасибо, голос!