Урок в системе профессионального образования
Автор: Епишина Александра Евгеньевна, мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин КГКП "Рудненский колледж технологии и сервиса" г. Рудный
Известно, что формы организации обучения способствуют достижению дидактической, воспитательной и развивающей целей педагогического процесса.
Наряду с этим, формы обучения выполняют специфические функции:
- интегративную;
- коммуникативную;
- управленческую.
Остановимся подробнее на третьей функции. Управленческая функция заключается в том, что форма организации обучения может рассматриваться как средство управления обучением, воспитанием и развитием студента, а также как средство подготовки студента к управленческой деятельности. Так, в процессе практического использования такой формы обучения как урок реализуются все функции управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учёт и анализ. Следовательно, такая форма обучения как урок выполняет управленческую функцию.
Под уроком понимается часть учебного процесса, ограниченная определённым отрезком времени и проводимая преподавателем с постоянным составом студентов одинакового уровня, объединенных в учебную группу. В процессе профессионального обучения различают следующие виды уроков:
- уроки теоретического обучения;
- уроки практического обучения.
Уроки теоретического обучения служат для приобретения студентами научно-технических знаний и интеллектуальных умений, необходимых для осуществления будущей профессионально-трудовой деятельности.
На уроках практического обучения осуществляется формирование у студентов практических умений и профессиональных навыков, необходимых для будущей работы по избранной профессии, специальности.
Условно все уроки производственного обучения можно подразделить на три группы:
1. уроки, на которых формируются первоначальные умения по выполнению приемов, операций и отдельных видов работ;
2. уроки, на которых совершенствуются первоначальные умения и формируются навыки выполнения операций и видов работ;
3. уроки, на которых совершенствуются умения и навыки выполнения операций и формируются умения выполнения комплексных и других видов работ.
При проведении уроков теоретического обучения по экономических дисциплин определённая роль отводится лекции.
Наиболее применяемые преподавателями экономических дисциплин дидактические формы лекционных занятий. Это лекция - беседа, лекция дискуссия, лекция с применением техники обратной связи, лекция-консультация и так далее. Преподаватели понимают, что выбор той или иной формы лекции зависит от ряда факторов, а именно: от целей занятий, подготовленности аудитории, наличия времени, технического оснащения образовательного процесса, а также уровня методической подготовленности самого преподавателя. Управление лекцией ведущий фактор успеха.
При проведении лекции-беседы вопросы студентам задаются в ходе изложения лекции. Вопросы могут быть как относительно простые так и носящие проблемный характер. При такой форме занятий преподаватель строго следит за тем, чтобы вопросы оставались без ответов, не носили бы риторических характер, то есть управляет уроком, обеспечивая тем самым активизацию мыслительной деятельности обучаемых в процессе самостоятельного обеспечения обсуждаемого вопроса.
При проведении лекции в форме дискуссии излагая новый материал преподаватели не только используют ответы обучаемых не его вопросы, но и организуют свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Это оживляет урок, активизирует познавательную деятельность студентов.
В процессе изучения экономических дисциплин организуем практикумы, социологические исследования, проводим деловые игры с применением современных образовательных технологий.
Огромная роль в управлении уроком принадлежит контролю за усвоением изучаемого материала. Контроль включает в себя прежде всего наблюдение за учебно - познавательной деятельностью, её оценку и корректировку на всех этапах урока. Главным его элементом является проверка степени и качества усвоения основ программы предмета, навыков и умения использовать основные положения на практике.
Существуют различные виды контроля, то есть определения состояния учебного процесса, степени и качества усвоения основ преподаваемой дисциплины. Это текущий, периодический, рубежный и итоговый. Каждый из них выполняет свои функции и назначения. Различные формы контроля в свою очередь вольно или невольно учат студентов анализировать и оценивать свою работу и её результаты, то есть вырабатываются критерии анализа и оценки. чтобы развить у обучаемых навыки самоанализа и самооценки, которые бы в дальнейшем стали основой самоконтроля в процессе последующего самообразования, преподавателям необходимо внедрять в процесс обучения современные образовательные технологии. А также повышать мотивацию к учению, развивать активность и самостоятельность студентов, актуализировать их зрительную и логическую память, способствовать объективности оценки результатов обучения, формировать информационную и коммуникационную культуру, а для этого необходимо вырабатывать систему управления уроком.
Список литературы:
1. Альмухамбетов Б.А. Научно-методическое обеспечение непрерывного экономического образования. Справочник руководителя образовательного учреждения .2007, №4, стр.12
2. Ивахнова Л. Системный подход к формированию объектов профессиональной деятельности на специальных предметах. Поиск: Серия гуманитарных наук. 1988, №2.
3. Устемиров К. Профессиональная педагогика
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков