Статья для родителей детей третьего года жизни и воспитателей первых младших групп на тему: «Ранний возраст. Психические особенности детей третьего года жизни»
Автор: Костылева Александра Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №176 «Белочка», г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вам познакомиться со статьей «Ранний возраст. Психические особенности детей третьего года жизни». Данный материал будет полезен воспитателям, работающих с детьми первых младших групп, родителям детей раннего возраста. Он расскажет о психических особенностях детей третьего года жизни, на что необходимо в первую очередь обращать внимание взрослых при развитии малыша.
В первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом отношении. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе».
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является
предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой – маленький; твердый – мягкий; легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и – позднее – логических задач.
У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.
Действия ребенка
предметно-манипулятивные, они зависят от окружающих вещей. Предметы для познавательно-исследовательской деятельности малышей должны быть привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.
Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.). действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.
В раннем детстве мышление носит
наглядно-действенный характер. Это означает, что ребенок смотрит, видит, при этом познает, мыслит, рассуждает в действии.
Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимаю речь, но сами говорят мало. Постепенно – в процессе роста ребенка и его развития – эти различия сглаживаются. Важно различать понимание речи (
пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (
активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта.
Здоровый, эмоционально благополучный ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности, которую дети этого возраста могут успешно реализовать в продуктивной деятельности. Она является одной из любимой и развивающей деятельности детей этого возраста.
Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.
Таким образом, стоит отметить самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей раннего возраста:
- внимание, мышление, память носят непроизвольный характер;
- наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- обучение эффективно только на фоне эмоционально - комфортного состояния ребенка;
- речь находится в стадии формирования.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста
Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте
Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка
Семинар для родителей. Кризис 3 лет
Похожие статьи:
Содержание процесса обучение в психологии