Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психические особенности детей 3 лет

Статья для родителей детей третьего года жизни и воспитателей первых младших групп на тему: «Ранний возраст. Психические особенности детей третьего года жизни»
Автор: Костылева Александра Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №176 «Белочка», г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вам познакомиться со статьей «Ранний возраст. Психические особенности детей третьего года жизни». Данный материал будет полезен воспитателям, работающих с детьми первых младших групп, родителям детей раннего возраста. Он расскажет о психических особенностях детей третьего года жизни, на что необходимо в первую очередь обращать внимание взрослых при развитии малыша.

В первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом отношении. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе».
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой – маленький; твердый – мягкий; легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и – позднее – логических задач.
У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.
Действия ребенка предметно-манипулятивные, они зависят от окружающих вещей. Предметы для познавательно-исследовательской деятельности малышей должны быть привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.). действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер. Это означает, что ребенок смотрит, видит, при этом познает, мыслит, рассуждает в действии.
Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимаю речь, но сами говорят мало. Постепенно – в процессе роста ребенка и его развития – эти различия сглаживаются. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта.
Здоровый, эмоционально благополучный ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности, которую дети этого возраста могут успешно реализовать в продуктивной деятельности. Она является одной из любимой и развивающей деятельности детей этого возраста.

Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.
Таким образом, стоит отметить самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей раннего возраста:
- внимание, мышление, память носят непроизвольный характер;
- наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- обучение эффективно только на фоне эмоционально - комфортного состояния ребенка;
- речь находится в стадии формирования.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка Семинар для родителей. Кризис 3 лет

Похожие статьи:

Содержание процесса обучение в психологии

Консультация для родителей: Кризис трех лет. Что делать? | Новогодняя игрушка Эльф своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3279 дней назад (30 ноября 2015)
Просмотров: 2719
+14
Голосов: 14
Елена Витальевна Иващенко # 1 декабря 2015 в 05:37 +1
Александра Сергеевна, Благодарю Вас за приглашение! С интересом познакомилась с материалом, в котором принцип научности и доступности блестяще сочетаются. Обновила свои знания о развитиии детей раннего возраста. Возьму в закладки и буду пользоваться! Спасибо. Удачи и успехов в работе
Наталия Тюрина # 1 декабря 2015 в 10:02 +1
Интересный, познавательный материал,многое взяла для себя на заметку!Голос!
Оксана # 1 декабря 2015 в 12:23 +1
Здравствуйте, Александра. Прочитала Вашу статью, для родителей маленьких деток она будет просто незаменимым подсказчиком. Подробно описываются все психические особенности, сразу становится понятным, на что в первую очередь обращать внимание. Благодаря вашей статьи малоопытные воспитатели и родители будут более компетентными в вопросах воспитания малышей!
Александра Сергеевна Костылева # 1 декабря 2015 в 12:27 0
Большое спасибо за ваши отзывы! Надеюсь, что моя статья будет полезной для Вас и поможет при работе и воспитании детей!
Елена Витальевна Пахомова # 1 декабря 2015 в 12:25 +1
Уважаемая Александра Сергеевна, я полностью с Вами согласна. Предметная деятельность играет очень важную роль в развитии ребенка в ранний период жизни. В данный момент я интересуюсь подборкой учебного материала для своих воспитанников первой младшей группы. В Вашей статье очень много примеров, которыми, несомненно, можно пользоваться на занятиях. Спасибо!
Ольга Барышева # 1 декабря 2015 в 20:00 +1
Спасибо Александра, за подборку материала, считаю что он будет полезен для воспитателей и родителей маленьких детей. Весь материал доступен, понятен, имеет научный характер.
Вера Анатольевна Варенцова # 1 декабря 2015 в 21:17 +2
Добрый вечер, Александра Сергеевна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с Вашим материалом, который, действительно, будет полезен родителям, так как на многие моменты в развитии ребёнка, как говорят, открывает глаза. А вовремя организованное теоретическое обучение всегда даёт хорошие результаты на практике. Спасибо за полезную публикацию. Голосую.
Ирина Ивановна Гончарова # 2 декабря 2015 в 18:49 +1
Добрый вечер! Ваш материал несомненно будет востребован воспитателями, родителями. Я тоже люблю с малышами разговаривать так, как будто они взрослые. Всегда узнаешь что-то новое. Примите голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 3 декабря 2015 в 18:31 +1
Александра Сергеевна!
Ваша статья для родителей на тему: «Ранний возраст" замечательно, подробно раскрывает психические особенности детей третьего года жизни. Работа с родителями такого рода позволит установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия каждого для воспитания и развития детей; создать атмосферу общности интересов; вовлечь родителей в педагогическую деятельность; активизировать их педагогическое самообразование.
Спасибо, Пригодится в работе.
Голос!
Зоя.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 4 декабря 2015 в 18:24 +1
Александра Сергеевна, спасибо за приглашение. Мне понравилось, как Вы рассказали о психических особенностях детей третьего года жизни, указали на что необходимо в первую очередь обращать внимание взрослых при развитии малыша. Примите голос +1!
Ольга Викторовна Погорелова # 4 декабря 2015 в 22:31 +1
Александра, очень хорошая статья. Вам удалось достаточно полно раскрыть особенности развития детей третьего года жизни. Работа с родителями, несомненно, является одной из сложных в нашей работе. Ваша статья будет полезна не только родителям, но и начинающим педагогам. Голос.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 12 декабря 2015 в 09:04 +1
Здравствуйте, Александра Сергеевна,благодарю за приглашение. Вами представлена качественная публикация, способствующая повышению педагогической компетенции родителей. Педагогическое просвещение родителей является одной из важных составляющих успешной работы ДОУ. Ваша публикация информативна, интересна, эстетична, грамотно оформлена.Вам дальнейших творческих успехов и голос № 13.