Внеурочное занятие «По мотивам легенд о Томске».
Автор: Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии « Кристина» г. Томска.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия ««По мотивам легенд о Томске»., которое направлено на воспитание любви к родному краю. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям.
Цель: Знакомство с легендами о Томске.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием легенда.
2.Воспитывать любовь к родному краю.
3. Развивать творческие способности.
Ход занятия.
Ребята, сколько лет исполнилось в этом году нашему родному старинному городу Томску? (410 лет).
Да, верно! Зимой 1604 года в Москву к русскому царю Борису Годунову приехал князь Тоян с эуштинскими татарами.. Они приехали с просьбой о принятии их под власть Русского царства , также просили разрешения возвести на реке Томи острог для защиты эуштинцев от воинственных соседей — енисейских кыргызов и калмыков.
И был построен город на берегу реки Томи.
Издревле славится наш город красивыми деревянными домами с ажурной резьбой.
Удивительной красоты соборами.
Незабываемыми памятниками.
Коренные жители сложили много
легенд о городе, о девушке Томе , о красивом парне Ушае. Давайте послушаем две самые интересные легенды! Кто знает, что такое
легенда? Ученики высказывают свои предположения. Далее читают в словаре, что
легенда – это переходящий из уст в уста , из поколения в поколение рассказ о былом. Итак, первая легенда ( читает учитель или подготовленный ученик).
Случилось это в очень-очень стародавние времена . Эушта ,татарский вождь, пас табун лошадей на большой горе. Воды там нисколечко не было. Один-единственный родничок только бил среди березовой рощицы из земли. Подумал Эушта и решил на этом месте сделать озеро и, наконец, напоить своих лошадей. Весь его день ушел : Эушта выкопал большую котловину, потрудился на славу. Посреди котловины он оставил небольшой холм. Совсем скоро котловина до краев наполнилась водой .Когда она перелилась через край, то потекла маленьким игривым ручьем на восток. Вот так среди березовой рощицы на высокой-превысокой горе горе появилось озеро. Белый цвет ей придавали березы, которые отражались в воде. Наверно, поэтому это озеро и получило название "Белое".
Работа по содержанию:
Что вы узнали о Белом озере?
Часто ли вы бываете у Белого Озера?
Какие другие места отдыха в городе вам знакомы и полюбились?
Далее ученик читает заранее выученное
стихотворение о Томске.
Владимир Петров
СТАРЫЙ ТОМСК
Звенят морозы во дворе.
И хоть не близок путь до лета,
Прибавка солнечного света
Всё ощутимей в январе.
И колок воздух надо мной.
А город кружевной, резной...
Я в этом городе живу,
В его торжественных узорах,
В которых — старина, в которых
Свет, устремлённость в синеву.
Как расписные терема,
Здесь деревянные дома.
Стоят высокие они
В большом заснеженном пространстве.
В их звёздном светятся убранстве
Снежинок нежные огни.
Узорный город на заре
Стоит в морозном январе.
Легенда вторая ( читает учитель или подготовленный ученик).
У сибирского хана Тояна было семьдесят семь жен, однако ни одна из них не могла подарить ему наследника. Тогда хан велел закопать их живыми в землю. Жить он оставил только одну жену-красавицу Тому . На нее не поднялась рука у Тояна.. В непреступных горах Алатау построил Тоян дворец-тюрьму для красавицы. Только горный орел да молодой раб хана пастух Ушай знал путь ко дворцу. Замыслил гордый Ушай поднять против Тояна таких же гордых и нищих как он сам. Поверили люди ему.
Крепким был сам хан, крепка у него охрана. Лишь возле убежища любимой жены Тояна нет ее. Тогда решил подстеречь Ушай Тояна в его горных владениях.
Часто пригонял свое стадо под стены дворца молодой пастух, ударял по струнам кобыса, пел собственные песни, а сам высматривал, где удобнее проникнуть в крепость. Песни Ушая затрагивали душу Томы, и она плакала.
В один из приездов Тояна, Ушай со своими людьми дождался ночи и проник в его покои, но ошибся дверью. Узнала красавица Тома молодого пастуха, запела его песни, ласково протянула руки, и Ушай забыл, зачем пришел во дворец и упал в ее объятья.
С той поры отвернулись от Ушая люди. Куда бы он ни ступал, все превращалось в песок, к чему бы ни прикоснулся, все оборачивалось камнем. Потому что у измены нет оправданий. Постепенно окаменел Ушай, но не застыло его сердце. Из потухших глаз все текли и текли слезы страдания , любви и ненависти, раздвигая коричневую корку земли. Острейшим копьём ударил Тому в грудь Тоян, узнав об измене жены, Кипящей рекой хлынула кровь Томы навстречу горючим слезам Ушая. И там, где два потока соединились в один, появился город Томск.
Кто понял, о каких двух реках идет речь в легенде? (о Томи и Ушайке).
Ученик читает заранее выученное
стихотворение о Томске.
Владимир Коган
ГОРОД ЮНОСТИ НАШЕЙ
Есть на свете
проспект широкий
в старом городе
на Томи.
Он далёк,
но исполнятся сроки,
и тогда,
обойдя целый мир,
возвращусь я
из дальних далей
и под вечер
приду туда,
где шумели
средь рощ и читален
молодые мои года.
Вновь услышу шорох конспектов...
Там — начало больших начал.
Я приду,
чтоб на этом проспекте
свою молодость повстречать.
Я услышу опять,
как утром
голоса над асфальтом звенят,
и черёмуха белой пудрой
пусть осыплет опять меня.
Тёплый дождь
по асфальту запляшет,
тополя просекая насквозь.
Там окончилась
юность наша,
там вхождение в жизнь началось.
Может быть, чей-то город и краше:
больше улиц в нём,
звонче смех,
только город юности нашей
мне дороже,
милее всех.
Давайте подведем
итог нашего занятия! О чем говорили? Что нового узнали? Предлагаю нарисовать рисунки по следам прочитанных легенд!
До чего же красиво Белое озеро!
Вот что у нас получилось!
Хороша водица в Белом Озере!
А это хан Тоян из легенды!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь
Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?»
Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку»
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья
Похожие статьи:
Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»
Воспитательная работа в начальной школе
Ученическое самоуправление в начальной школе
Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
Интересная информация для младших школьников