Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольника 2-3 лет

Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет «Здоровый малыш – счастливая мама»
Составитель: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу (формируемую участниками образовательных отношений) "Здоровый малыш - счастливая мама", которая направлена на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет. Материал будет полезен для воспитателей, работающих с данной возрастной категорией. В программе представлен материал из опыта работы воспитателей по реализации задач такой образовательной области как «Физическое развитие», через организацию дополнительного образования.
1. Актуальность программы.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний, но ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Детские шалости и другие опасные жизненные непредсказуемые ситуации приводят иногда к необратимым последствиям. Именно поэтому в центре работы по формированию здорового образа жизни должна стоять семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Интенсивная работа в этот период и придет к положительному результату.
Обращение родителей за консультациями по проблеме формирования здорового образа жизни и большое количество часто болеющих детей в группе, что препятствовало положительной динамике адаптации детей, явились самыми острыми проблемами, на основе этого и была создана программа «Здоровый малыш – счастливая мама», которая позволит комплексно решить образовательно–воспитательные задачи:
• в области физического развития – овладеть элементарными физическими навыками, совершенствовать координации движений, крупной и мелкой моторики; овладеть подвижными играми с правилами; развивать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной и волевой сфере.
• в области познавательного развития – формировать первичные представления о культурно-гигиенических навыках; о свойствах и отношениях окружающего мира; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.
• в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
• в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, сопровождать игры речевым сопровождением.
• в области художественно-эстетического развития – способствовать пониманию музыкальных произведений; развитие ритма, темпа движений; становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

2. Цели и задачи программы.
Цель: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, сформировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранность собственного здоровья.
Задачи:
• Обеспечить снижение частоты случаев острой заболеваемости;
• Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и развития физических навыков детей;
• Совершенствовать функции ведущих физических систем организма ребенка, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуре;
• Повысить грамотность родителей в вопросах оздоровления ребенка.
Целевая аудитория: дети 2-3 года, воспитатели, логопед, родители воспитанников.
Прогноз возможных трудностей в реализации программы:
1. Поиск места для хранения материала по мере их увеличения;
2. Отсутствие поддержки со стороны родителей;
3. Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на учебный год и осуществляется с сентября 2016 по июнь 2017.
4. Этапы реализации программы:
Первый этап – подготовительный
• подбор методической литературы, аудио каталога;
• привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми (сообщение на собрании);
• разработка конспектов по теме ООД по образовательной области «Физическое развитие», утренних гимнастик, бодрящих гимнастик;
• набор картотек: физминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, пальчиковых игр, утренних гимнастик;
• подбор материала для дыхательной гимнастики, закаливания, коррекции плоскостопия, физкультурных игр.
Второй этап – основной
• организация работы с родителями;
• реализация мероприятий по оздоровлению детей.
Третий этап – заключительный
• Презентация программы на родительском собрании и педагогическом совете.
5. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. осознание взрослыми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья, появление интереса у родителей к проблеме оздоровления своего ребенка;
2. сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости;
3. создание уголка оздоровительного материала для детей;
4. фото альбом: «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Здоровый ребенок»;
5. создание папки для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями.
Продукты реализации программы: уголок оздоровительного материала для детей; папка для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями; альбом «Мама, папа, я спортивная семья», «Здоровый ребенок».
Презентация программы: представление фотоотчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах, на городском и областном конкурсах методических разработок.
7. План реализации программы
Работа по реализации программы ведется по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.
7.1. План работы с родителями

7.2. План работы с детьми

7.2.2. Система оздоровительных мероприятий

7.2.3. Организация двигательного режима
Организация двигательного режима осуществляется в течении дня в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности (физкультурные игры и отобразительные игры с элементами сказкотерапии)
В основе разработки по организации двигательного режима в разделе физкультурные игры использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Программа включает в себя много разделов. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Для детей данного возраста мы используем только танцевально-ритмическую гимнастику. В этот раздел входит: игроритмика, игрогимнастика и игротанцы.
Характеристика, цели и содержание разделов программы
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.
1. Игроритмика.
Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой
Виды упражнений:
• хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);
• ходьба сидя на стуле;
• акцентрированная ходьба;
• акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;
• увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;
• поднимание и опускание рук;
• движения руками в различном темпе;
• выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;
• выполнение общеразвивающих упражнений под музыку;
• удары ногой на каждый счёт;
• шаги на каждый счёт и через счёт;
• притопы на каждый счёт;
• притопы с хлопками поочерёдно;
• произвольные упражнения на воспроизведение музыки;
• подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;
• плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;
• плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз;
• хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
• выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.
2. Игрогимнастика.
Строевые упражнения.
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение. Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.
Виды упражнений:
• построение друг за другом, в круг;
• передвижение в сцеплении;
• построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом;
• бег по кругу и ориентирам («змейкой»);
• построение врассыпную, бег врассыпную;
• построение в две шеренги напротив друг друга;
• построение в шеренгу, сцеплением за руки;
• повороты направо, налево, по распоряжению;
Общеразвивающие упражнения
Упражнения без предметов
• комбинированные упражнения в стойках;
• присед;
• различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев;
• комбинированные упражнения в положении лежа;
• сед по-турецки;
• прыжки на двух ногах;
Упражнения с предметами
• основные положения и движения с гантелями, флажками, мячами, обручами, лентами, шариками;
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на укрепление осанки
• посегментное расслабление рук на различное количество счетов;
• свободное раскачивание руками при поворотах туловища;
• расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя;
• потряхивание ногами в положении стоя;
• упражнения на осанку сидя.
3. Игротанцы
Хореографические упражнения
• поклон для мальчиков;
• реверанс для девочек;
• танцевальные позиции для рук: на поясе и перед грудью;
• выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги;
• выставление ноги назад на носок и поднимание ноги;
• прыжки выпрямившись;
• перевод рук из одной позиции в другую;
• соединение изученных упражнений в законченную композицию.
Перспективное планирование по использованию отобразительных игр с элементами сказкотерапии в работе с детьми



7.2.4. Календарно – тематическое планирование ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

8. Заключение
Программа «Здоровый малыш – счастливая мама» дополняет общеобразовательную программу, направлена на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.
9. Список используемой литературы:
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособие/ И.Е. Аверина. – Изд. 2-е. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 114 с.
2. Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников/ В. Н. Бачурина – М.: ООО ИКТЦ (Лада), 2009. – 176 с.
3. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, - 2010. – 224 с.
4. Детские подвижные игры/ Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009. – 96 с.
5. Кузнецова, А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет/ А.Е. Кузнецова– М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 189 с.
6. Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры/ Е.Ф. Черенкова – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 186 с.
7. Юрченко, Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей [Текст] / авт. – сост. Е.М. Юрченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. 144 с.
8. Александрова, О. Хорошо и плохо. Стихи для самых маленьких.- ООО «Хатбер-пресс», 2015 г.
Скачать Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет «Здоровый малыш – счастливая мама»

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Конспект утренней гимнастики в группе раннего развития детей Развлечение в группе раннего возраста Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей группы раннего возраста (2-3 года) | Конспект ОД по познанию (ФЭМП) для детей младшей группы ДОУ
Опубликовано: 2589 дней назад (1 октября 2017)
Просмотров: 6533
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ангелина Алексеевна Иванкова # 7 октября 2017 в 08:06 +1
Очень интересно, важно, нужно, полезно! Здоровые малыши - мамина радость! Болеющие малыши - мамина боль, тревога, мамины слёзы и бессонные ночи...
Наталья Сергеевна Кузовлева # 7 октября 2017 в 09:53 +1
Очень важная информация, полноценная, полезная. Успехов вам в вашей работе.Спасибо.