Непосредственно образовательная деятельность по формированию временных представлений в подготовительной группе: «Зимние секреты».
Автор: Зуева Анна Леонидовна, воспитатель МБДОУ №202, город Кемерово
Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: "Зимние секреты". Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных организаций.Это конспект по формированию временных представлений у дошкольников, знакомство с названиями и последовательностью зимних месяцев, а так же способствует развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Непосредственно образовательная деятельность по формированию временных представлений в подготовительной группе: «Зимние секрет"
Цель: Формирование предпосылок к исследовательской деятельности. Формирование временных представлений.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знание времени года – зима. Учить различать и называть зимние месяцы. Сформировать представление о наступлении каждого месяца по порядку. Уточнить необходимость и наличие снега зимой.
Развивающие: Развить интерес к исследовательской деятельности (проведение опытов со снегом, льдом и водой). Развивать воображение. Познакомить с понятием – однокоренное слово. Научить образовывать однокоренные слова. Продолжаем учиться работать со схематическими обозначениями.
Воспитательные: Воспитывать желание сотрудничать и работать в коллективе. Воспитывать желание видеть и познавать новое через ближайшее окружение. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе.
Методические приемы:
Наглядные: использование пособий. Демонстрация иллюстративных пособий.
Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям. Объяснение, оценка деятельности детей, поощрение, пояснение, подведение к выводу.
Практические: создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Оборудование и материалы: мяч, 3 альбомных листа ( 3 месяца), нарисованные (на ¼ альбомного листа)схематические обозначения: 1. много снежинок, 2. Цифры 1,2,3. 3. Градусник со стрелкой указывающей вниз.4. обозначение, что ночь длиннее, а день короче. 5. Метель (вьюга) со снежинками. 6. Карточка с солнцем. 7. Карточка с календарем 1 января (начало года), 8. Карточка с новогодней елкой. Емкости с снегом, льдом, водой, фен, разнос. Картинки декабрь, январь, февраль.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Ребята, предлагаю поиграть со мной в игру с мячом. ( дети располагаются в круг, мяч у воспитателя).
Я буду называть слово, а вам необходимо придумать однокоренное слово (слово другое по значению, но это слово должно появиться из моего, эти слова имеют одинаковое начало, но разное значение. Пример: снег – снеговик…и т.д.)
Слова необходимые для игры: холод, лед, мороз.
Ух, какие зимние слова! С кем же они дружат? Чьи это слова? ( К какому времени года относятся эти слова?)
Зима.
Присаживайтесь на ковер и послушайте стихотворение про зиму:
В. Александров
Ну, зима!.. Сугробит, стужит…
Как же изобразил поэт красавицу зиму в своем стихотворении? (разбор стихотворения)
Но зима не одна работает у нее есть брать, и их 3: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.
Давайте пройдем к первому столу (на столе лежит картинка декабря). Зачитывает стихотворение:
С.Маршака «Круглый год. Декабрь»
Воспитатель: в декабре выпадает много снега. Зима заботится о природе (о растениях, о животных). Это первый месяц зимы - зима радуется своему выходу и декабрь символизирует о своем приходе обильным выпадением снега. Появляются сугробы. Наступают мороза. Декабрь уходя наряжает новогоднюю елочку и передает эстафету следующему брату.
Я вам рассказала о каком месяце? (декабрь). На столе лежат карточки, выберите только те которые подходят только декабрю, опираясь на мой рассказ. ( карточки: много снежинок, цифра 1, градусник, наряженная елка).
Второй же брат берет эстафету - и это январь. Зачитывает стихотворение
С.Маршака «Круглый год. Январь»
Декабрь заканчивает год, а январь начинает. Все люди вешают новый толстый календарь – год начался. Погода стоит зимняя и спокойная, дни короткие, а ночи – длинные. Солнце светит ярко, но не согревает. Наступает затишье – морозные дни (эти дни называются Крещенские морозы). Зима как – будто утихла, уснула, напоминая о себе виде сильных морозов. Январь – 2ой месяц зимы.
Выберите карточки подходящие нашему январю.
Январь прошел, и начел свое шествие февраль, подходят к третьему столу. Зачитывает стихотворение:
С.Маршака «Круглый год. Февраль»
В феврале зима начинает буйствовать. Идут в ход метели и вьюги. Но в те дни, когда зима затихает, солнышко начинает пригревать и топить снега. Февралем заканчивается зима и он 3 месяц.
Выберите карточки для нашего февраля.
Познакомились мы с помощниками зимы. Назовите их? (декабрь, январь, февраль) Месяцы следуют обязательно друг за другом и путать их нельзя. А главного помощника мы забыли! Отгадайте загадку:
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах. (снег)
Правильно, это снег. Как же можно говорить про зиму, а про снег не поговорить. Это же главный зимний секрет. Хотите узнать какие секреты скрывает снег? Почему снег называют помощником зимы? Как вы думаете? ( потому что снег защищает растения от морозов и солнечных ожогов, помогает животным в лесу при спячки, напоит землю талой водой, что бы смогли прорости новые растения из семян, расскажет кто, куда и где проходил, оставив следы, сделает зимние время веселым и интересным, чем для вас ребята интересна зима со снегом? Снег украсит все вокруг и на улице, хоть и ночь но из-за снега кажется, что светло).
Давайте попробуем разобраться, что такое снег! Снег – это ….. проведение опыта. (в емкость набрать снег и феном растопить снег, до образования воды) ВОДА. А вода падающая с неба - это осадки, дождь. Но что нужно, самое главное чтобы образовался снег? (холод). Вот если мы возьмем стакан воды и поставим его в морозильник, что получится? (лед).
Лед, что это? Тоже вода. А может лед падать виде осадков? (град). А в чем же разница тогда между снегом и льдом? (стоят две емкости в одной снег, в другой – лед). Рассуждения детей.
Вывод: Снег падая виде осадков содержит между снежинками воздух, лед же плотное (без воздуха) состояние воды.
НУ, вот все секреты зимы мы раскрыли! Теперь предлагаю пройти за столы и сделать свой кусочек зимы. В место снега предлагаю использовать вату, а карандаши помогут воплотить зиму на листе бумаги. Рассмотрение получившихся работ, обсуждение у какого какое любимое занятие зимой.
Рекомендуем посмотреть:
Зимний спортивный праздник для дошкольников 5 - 7 лет
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: Зима
НОД на тему Зима в подготовительной группе
КВН в подготовительной группе на тему: Зима. Сценарий
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Январь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Февраль
Познавательное занятие на тему «Зима» в подготовительной группе