Цвета года: краски зимы
Автор: Добровольская Анна Михайловна, воспитатель МДОУ №20 «Лумикелло»
Описание материала: Предлагаю конспект занятия по музейно-образовательной программе "Мы входим в мир прекрасного" в старшей группе, которое ориентировано на формирование художественной культуры и эстетического опыта ребёнка, освоение навыков материально-художественной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Цели: активизация интереса к созерцанию красоты в окружающей природе и искусстве.
Задачи:
Обучающие:
• ознакомить детей с зимними пейзажами (на примере художников-пейзажистов);
• способствовать образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции;
• активизировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, настроение картины, кружевной убор, краски зимы, цветовая гамма; тёплые, холодные цвета, оттенки цвета;
Развивающие:
развивать художественное восприятие, эстетические способности, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения;
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к окружающей природе и произведениям искусства.
Образовательные области: художественно-эстетическая, социально - коммуникативная.
Подготовительная работа:
• экскурсия в парк, на участок детского сада с целью наблюдения зимних пейзажей; беседы о зиме;
• чтение сказок; рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме;
• разучивание и чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок, пение песен; организация творческих игр;
• слушание музыкальных произведений.
Визуальный ряд:
И. Шишкин "Зима";
И Э. Грабарь "Роскошный иней".
Музыкальный ряд:
П И. Чайковский "Вальс снежных хлопьев", П.И. Чайковский "Зимнее утро", Г. Свиридов вальс "Метель".
Оформление групповой комнаты:
группа оформлена фотографиями с изображением времён года.
Декорации: ёлочки, деревья, пеньки.
Оборудование и материалы:
цветные карточки для каждого ребёнка, тонированные альбомные листы с изображением деревьев, краска гуашь, палитры, кисточки, тряпочки, баночки с водой; игрушки.
Ход образовательной деятельности.Организационный момент.
На стенках – ширмах размещены фотографии с изображением времён года.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Времена года». Я буду называть времена года, а вы подумайте и покажите, каким бы цветом вы изобразили весну, лето, осень, зиму.
Дети поднимают карточки и объясняют, почему им хочется изобразить это время года именно этим цветом. Воспитатель поощряет высказывание детьми собственных предпочтений и ассоциаций.
Воспитатель:
- Вам понравилась выставка? Вот как прекрасна природа нашей земли, нашей родины!
В живописном пейзаже важно не только то, что нарисовано, но и то, как нарисовано.
Художник, создавая свои картины, ищет такие краски, которые передадут его настроение, его ощущение от увиденного.
Основная часть
- Дети, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки: какие они все разные, изящные, нарядные. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю. Мы с вами заметили, что когда очень холодно, то снег сыпучий, лёгкий, пушистый; он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами. Снег даже пахнет. Помните чем? Да, необыкновенной свежестью и чистотой – запахом мороза. Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют. Вот как сказали о зиме поэты.
Дети читают стихи о зиме:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
(И. Никитин)
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
(П. Вяземский)
- Как красиво называют зиму: «гостья-зима», «русская молодка», «раскрасавица-душа», «белоснежная лебёдка», «матушка-зима»! И мы рады приходу волшебницы-зимы! Чтобы встретиться с ней, давайте-ка мы как будто бы отправимся в сказочный лес да и посмотрим, как она там похозяйничала. Хотите отправиться в лес?
Дети:- Да!
Воспитатель:
- Тогда скажем волшебные слова: «Раз, два, три, на месте покружись и в зимнем лесу очутись!»
Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Дети кружатся. Открываются декорации и картина И. Шишкина «Зима»
Воспитатель:
- Проходите, ребята. Сейчас зима, и не случайно наша группа превратилась в зимнюю поляну. Осмотритесь кругом. Подойдите к картине. Давайте попробуем войти в неё. Пофантазируйте, что можно почувствовать, ощутить, услышать, «войдя в эту картину»? Прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадёт вдруг с ветки клок снега – и опять тишина.
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
( С. Черный )
Тишь, безмолвье вокруг! А понюхайте-ка воздух. Чем же это пахнет в лесу? Да, морозом, свежим снегом. К нему примешивается чуть заметный запах обожженной морозом коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, холодно, морозно!
А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нём. Какой он? Большой, дремучий, непроходимый. А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. А есть ли маленькие елочки? Они засыпаны снегом. А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья. Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом – стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее.
Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. А посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
Ф. Тютчев.
А как бы вы назвали эту картину?
Ответы детей.
А вот Иван Иванович Шишкин назвал её «Зима».
А сейчас посмотрите на эту картину. (Открываем картину « Роскошный иней» И. Э. Грабаря, даём время вглядеться в неё.) Вглядитесь в картину. Какие чувства вызывает у вас эта картина? Радость, восторг. А почему? Что же вас так порадовало? Расскажите. (Предлагаем 2-3 детям высказаться.) Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины! Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья! А как вы узнали, что это березки? По ажурным опушенным инеем веточкам, каскадом спускающимся вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома – необыкновенной красоты. Это громкая, звонкая картина или нежная, мягкая, легкая? Почему вы так думаете? Какие цвета использует художник в своей картине, чтобы передать ее радостное, восторженное настроение? На фоне чистого голубого неба стоят зачарованные деревья в своем кружевном уборе. Вдали встаёт солнышко. Оно ещё не успело разбудить уголок этого леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили ветви деревьев желтоватым цветом. Деревья стоят неподвижно, будто бояться рассыпать драгоценный наряд. Они кажутся хрустальными. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая картина. Как здорово подходит к этой картине стихотворение С. Есенина:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Словно серебром.
А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал сою картину «Роскошный иней».
Что вам хотелось делать, глядя на эту картину?
Ответы детей: петь, танцевать, легко и плавно кружась, нарисовать такую же чудесную картину).
- Ребята, давайте попробуем соединить краски картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга. Слушать мы будем музыку П. И. Чайковского «Зимнее утро». А вы под музыку можете танцевать, движениями изображая то, что вы почувствовали после рассматривания картины.
Пора и домой возвращаться. Давайте-ка произнесём волшебные слова: « Раз, два, три покружись и домой вернись!» Вот и вернулись домой. А сейчас вы сами будете художниками и нарисуете свою сказку о зиме-красавице.
Дети рисуют рисунки на тему «Зимние фантазии» под музыку П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Итог
- Какие краски можно назвать зимними? Почему?
- Какое настроение бывает у зимы?
- Какая картина понравилась больше всего?
Воспитатель помогает детям оформить выставку рисунков.
Литература:
1. Б.А. Столяров. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов. СПб, 2008-208 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе
План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»