Конспект урока литературного чтения - 2 класс
Литературное чтение
Тема. Как придумать загадку? Литературные загадки.
Цель: познакомить учащихся с авторскими загадками.
Задачи:
– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
– обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться в тексте учебника.
4. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Актуализация знаний
- Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Давно мы вас поджидаем,
Загадочки вам загадаем!
- Скажите, о каком виде устного народного творчества говорится в приветствии?
О чем мы говорили на прошлом уроке? (О загадках). О каких загадках шла речь?
А зачем вообще нужны загадки? Это мы с вами постараемся выяснить, а еще откроем новый секрет загадки. А девизом этого урока будут слова:
«Загадка не отгадывается сама –
Надо попробовать силу ума!» (на доске)
II. Развитие умений
Вы сегодня работаете в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы к концу урока должны сложить свой паззл – расширить свои знания о загадках.
Я предлагаю вам взять лист с №1, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного.
Группа 1.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это «задачка», которую надо решить.
Подчеркните в тексте ответы на вопросы:
1. От какого слова произошло название «загадка»?
2. Для чего использовали загадку в древности?
Группа 2.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.
Ответьте на вопрос: древние славяне придумывали загадки специально?
Группа 3.
Загадочный мир.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.
Группа 4.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
Найдите и подчеркните ответы на вопросы:
1. Как в загадках описываются предметы?
2. Для чего нужны загадки?
Группа 5.
С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.
В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.
Для чего нужна была загадка Сфинксу?
Группа 6.
Перед вами страницы словарей. С их помощью объясните значение слова «загадка».
Итак, что же такое загадка?
От какого слова произошло название «загадка»?
Для чего служили загадки в древности?
А для чего они нужны сейчас?
Сравните две загадки (на слайде):
Пробил я стенку – увидел серебро;
Пробил серебро – увидел золото.
(русская народная загадка)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, пушистое
и золотое.
(К.И.Чуковский)
Чем похожи загадки? А чем отличаются?
Сделайте вывод: загадки бывают народные и авторские.
Физминутка. А сейчас я предлагаю отгадать несколько загадок, но не называть отгадки, а показать их движениями.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.
Посмотрите-ка, какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Отлично, отдохнули? Тогда продолжаем. Многие известные вам детские писатели сочиняли загадки. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
Работа с учебником (с.46-48).
А вот еще один автор. Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. (слайд 5)Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.
Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?
Не увидать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
(Гора.)
Без замков, без засовов дом,
Слиток золота спрятан в нем.
(Яйцо.)
Ее не видать
И в руки не взять,
Царит надо всем,
Не пахнет ничем.
Встает во весь рост
На небе меж звезд.
Все начинает
И все кончает.
(Темнота.)
На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся. –
И смирными станут
До новых затей.
(Зубы.)
Две ноги на трех ногах,
А безногая в зубах,
Вдруг четыре прибежали
И с безногой убежали.
(Человек, табуретка,
рыба, собака.)
Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом.
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет.
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
(Время.)
– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок (лист №3): зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, табуретка.
– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)
А кому принадлежат эти загадки?
Серенький, усатенький,
Хвостик полосатенький.
Молоко хлебает,
Рыбу он съедает!
Авторы загадки: Власова Виктория, Власова Вероника, Быстрова Александра, Подопросветова Варвара, Кочарян Ангелина, Прилепская Юлия.
Много зубов, но не крокодил;
медленно ходит, но не черепаха;
носит на себе дом, но не рак.
Авторы загадки:
Субботин Данила, Соловьёв Андрей, Петров Андрей,
Ермаков Данила.
Верно, эти загадки вы сочинили на прошлом уроке. Как вы думаете, они народные или авторские? А хотите еще попробовать свои силы? Для тех, кому трудно сочинять загадки самим, на листе № 5 есть подсказка.
Молодцы, а дома я вас попрошу сочинить загадку уже самостоятельно и оформить новые странички для наших книг.
Итог
Итак, скажите, с какими загадками мы сегодня познакомились?
Кого из авторов загадок запомнили?
Чем интересно и полезно занятие по составлению и разгадыванию загадок?
А теперь выразите свое мнение о работе (лист №6)
IV. Рефлексия
Мы поняли, что…
Было интересно…
Было трудно…
Нам захотелось…
У нас получилось…
(Ребята заполняют лист рефлексии в группах и озвучивают его)
Спасибо за урок!
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе