Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ДОУ. Тема: «Кукла в национальном костюме»
Цель: развитие интереса к художественному творчеству; развитие познавательного интереса у детей к окружающему миру.
Задачи:
- развивать восприятие образа человека.
- упражнять в изображении человека.
- учить передавать в рисунке пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали.
- закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим использованием восковым мелков и акварели.
- отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание».
Предварительная работа: презентация «Русский народ: традиции и обычаи». Рассматривание иллюстрации полотен русских художников.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Оборудование и материалы: кукла в русском национальном костюме, карточки с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, фонограмма, альбомные листы, восковые мелки, акварель, простой (графитный) карандаш (на каждого ребенка).
Ход занятия
- Ребята, мы живем в самой большой стране – в России. Есть много разных стран. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы.
- Есть у меня сундучок да не простой. Как вы думаете, что хранили раньше на Руси в сундуках? Верно одежду. Посмотрим, что же в этом сундуке? А В нем рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведем про них рассказ.
Включается музыка.
- В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.
- Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.
- Ребята, посмотрите какая интересная кукла заглянула к нам? Зовут ее Марья. Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.
- В сундучке у Марьи есть что-то еще. Достанем и посмотрим, что там.
(Достаем образцы орнаментов русских костюмов)
- Посмотрите какие красивые узоры- символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты). Именно такими узорами расшита русская национальная одежда. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.
Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
- Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)
- Правильно солнце.
- А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие. Счастье, благополучие.
- На что похож этот знак? (рис. ручеек). Бежит, журчит, несет радость
- Другой знак -это засеянное поле и обозначает достаток.
- Ребята, я вам предлагаю для Марью и сделать ей подарок, нарисовав ее портреты, которые мы ей подарим на память.
- Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать
пальчиковую гимнастику:
Это чья рубашка? (сжимают и разжимают пальчики)
Белые горошины? (показать пальцами «горошины»)
Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
Это чей сарафан
С белыми ромашками? (сжимают и разжимают пальчики)
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки. (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
- Как вы думаете с чего мы начнем рисовать портрет Марьи?
- А рисовать мы начнем с фигуры человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально, выпрямляем спинки и приступаем.
1. Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому изображаем вверху, в середине листа голову нашей куклы в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.
2. Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.
3. Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана.
4. Теперь прорисовываем рукава рубахи, в форме овала.
5. Прорисовываем сарафан.
6. Рисуем кокошник, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.
Полосы, которые проглядываются из кокошника и косы с бантами. Рисуем обувь в форме сапог на ногах, которые проглядываются из-за сарафана.
8. Ну а теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.
- Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы.
Рефлексия. Итог занятия
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Мухомор» для детей старшей группы ДОУ
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет «Декоративная графика»
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе. Тема: «Парашютисты
Конспект занятия в детском саду. Рисование по замыслу в подготовительной группе