Конспект занятия для детей старшей - подготовительной группы «Декоративная графика»
Автор: Иванищева Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «СЮТ», г. Новоуральска, объединение «Фантазия и умелые руки»
Описание: данное занятие предназначено для детей 5 – 7 лет позволит в доступной форме познакомиться с понятием «декоративная графика» и ее основными элементами.
Назначение: данное занятие предназначено для детей 5 – 7 лет, педагогов дополнительного образования, а также для тех, кому интересно детское творчество.
Возраст детей: 5-7 лет
Длительность занятия: 25 минут
Тема: Использование декоративной графики
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: смешанный: занятие-беседа (путешествие)+ практическая работа
Цель: способствовать изучению основ декоративной графики
Задачи:
• воспитывать чувства сопереживания и сострадания.
• пробудить интерес к технике декоративной графики;
• заинтересовать учащихся в получении красивой и качественной поделки.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Способы организации деятельности: фронтальная и коллективная
Дидактическое обеспечение занятия:
Зрительный ряд: презентации по теме: «Декоративная графика», «Где живут пингвины»
Новые понятия: декоративная графика, основные элементы декоративной графики, виды линий.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятия: цветные карандаши и фломастеры, листы бумаги, ножницы, клей.
Межпредметные и внутрипредметные связи: окружающий мир (знания о пингвинах и их месте обитания), изо (виды линий), математика (геометрические формы), технология (работа с инструментами)
Предварительная работа: педагог подготавливает картину с изображением льдины и пингвинят.
Основные моменты занятия:
1. Организационный момент.
2. Письмо от полярников. Знакомство с персонажами. Мотивация на сопереживание и сострадание героям.
3. Активизация новой темы. Слово педагога. Декоративная графика. Понятие. Основные элементы. Виды линий. Направления. Прием пересечения.
4. Практическая работа. Рисунок из линий. Штриховка. Изготовление шапочки.
5. Путешествие в Антарктиду. Спасение замерзающих пингвинов.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Письмо от полярников. Знакомство с персонажами. Мотивация на сопереживание и сострадание героям.
Педагог: Собиралась я к вам на занятие и в почтовом ящике обнаружила, вот эту вещицу…
Дети: Это письмо.
Педагог: Да я тоже так думаю. Но прочитать не успела, потому, что торопилась. Очень хочется узнать о чем письмо. Может мы вместе сейчас прочитаем. Тогда идите все ко мне в гости.
Дети подходят к столу педагога. Открывают письмо. Письмо разваливается на кусочки.
Дети: Оно порвано.
Педагог: А как же нам теперь прочитать письмо. Может быть можно его как то собрать. Давайте попробуем сделать это вместе.
Дети собирают письмо.
Педагог: Смотрите у нас все получилось. Ой, какое длинное письмо присаживайтесь на свои места, а я вам его прочитаю.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут Вам полярники по просьбе замечательных, умных и заботливых пингвинов.
Живем мы семьями и все родители с теплотой и нежностью заботятся о своих малышах. Мы кормим их, согреваем от холода своим большим и теплым телом.
Но случилась у нас страшная беда. Наши малыши оказались одни на льдине, льдину относит в океан. Им холодно, а мы не можем им помочь. Полярники пообещали помочь и выслать экспедицию за нашими малышами, но на это нужно время.
Мы пробовали доплыть, но льдина уже слишком далеко от нас. Помогите нашим малышам, они маленькие и могут замерзнуть».
Педагог: А кто знает кто такие пингвины?
Педагог: А где они живут?
Педагог: Все правильно. Пингвины живут на полюсе. Но у нашей земли есть два полюса: северный и южный. И пингвины живут на южном полюсе (в Антарктиде).
Южный полюс – самое холодное место на Земле. Зимой температура опускается до – 80 °C, а в летом поднимается всего до 5 °C тепла.
Педагог: Ребята как же можно помочь пингвинятам согреться? У кого есть какие то предложения?
Педагог: Давайте подумаем, как мы с вами согреваемся когда на улице становится холодно и дует сильный ветер.
Педагог: Правильно мы начинаем одевать теплую одежду.
Педагог: Думаю это хорошее предложение подарить пингвинятам шапочки.
Педагог: И так мы нашли выход – смастерить шапочки.
Педагог: Теперь обратим внимание на столы. Что вы там увидели. Можно ли при помощи этих инструментов и материалов смастерить шапочки?
Педагог: Правильный ход мыслей можно нарисовать и вырезать.
3. Активизация новой темы. Декоративная графика. Понятие. Основные элементы. Виды линий. Направления. Прием пересечения.
Педагог: Что - то мне подсказывает, что шапочки пингвинятам конечно помогут, но вот если шапочки будут еще и красивые, то это еще и улучшит их настроение и им будет проще дождаться спасательную экспедицию. А для этого я хочу вам показать один простой но интересный прием, как сделать любую вещь нарядной.
Этот прием называется – декоративная графика. Слово «графика» в переводе с греческого языка обозначает рисунок. Но не простой рисунок. Слово декоративная значит «украшенная».
И так декоративная графика – это «украшенный рисунок».
Давайте рассмотрим на картинке.Что мы с вами видим?
Дети: Рыба.
Педагог: Обратите внимание на рисунке не просто рыба, а рыба нарядно украшенная точками, разными линиями и пятнами.
Педагог: Поэтому основными элементами декоративной графики являются точки линии и пятна. Это главные помощники они помогают рисунок сделать нарядным. Все на них еще разочек посмотрели и запомнили. Это точки, линии и пятна.
Педагог: Линии бывают разные. Какие вы знаете линии?
Дети: Прямые, волнистые и ломаные.
Педагог: Линии еще могут различаться по своим направлениям.
Дети: Горизонтальные, вертикальные и наклонные (или еще можно сказать под углом).
Педагог: Кроме того, что линии имеют разные направления, мы можем их с вами накладывать друг на друга и уже увидим не просто линии, а рисунок из линий.
4. Практическая работа. Рисунок из линий. Штриховка. Изготовление шапочки.
Педагог: Ну, что все к работе готовы. Потерли ручку об ручку, размяли их перед предстоящей работой. Взяли листочек бумаги и при помощи фломастеров разных цветов нарисовали рисунок из линий, какие они бывают мы с вами только, что вспомнили.
Дети: Прямая, волнистая, ломанная.
Педагог: Цвет выбираете по своему желанию. Кто хочет использует для рисунка один цвет, кто хочет два цвета, кто хочет больше. Разные линии станут украшением нашей будущей шапочки. Рисуете линии аккуратно, старательно, как буквы в прописи. Думаю задание понятно.
Дети рисуют линии.
Педагог: Все закончили рисовать линии, отодвинули фломастеры в сторону.
Подвинули цветные карандаши. Все наши листочки пока белого цвета, давайте при помощи цветных карандашей сделаем их цветными. Для этого заштрихуйте свой листочек бумаги каким либо цветом на ваш выбор. Только цвет выбирайте не очень темный, чтобы через штриховку цветного карандаша были видны ваши нарисованные фломастером линии.
Педагог: Очень хорошо у всех получилось. Все с этой работой справились.
Мне кажется вы со мной согласитесь, что пока наш красивый прямоугольник не очень похож на шапочку. Как же нам быть?
Педагог: Хорошее предложение, воспользоваться ножницами. Ножницы это у нас инструмент нужный, полезный, но мы все помним как себя нужно с ними вести, нужно обязательно соблюдать технику безопасности, а то ножницы перестанут быть нашими помощниками.
Педагог: На какую геометрическую фигуру похоже шапочка?
Педагог: Скорее на половинку круга.
Педагог: Как из прямоугольника получить половинку круга? Закруглить два уголка с одной стороны и с другой.
Педагог: Взяли листочек горизонтально и закруглили сначала один уголок затем другой. Шапочки готовы?
Педагог: Каким же приемом мы с вами воспользовались, чтобы изготовить такие нарядные и украшенные шапочки. Я вам еще говорила, что переводится он как рисунок, но не простой а украшенный. Еще раз вспоминаем, как называется этот прием?
Дети: Декоративная графика.
Педагог: А главные ее помощники, которые украшают рисунок?
Дети: Точки, линии, пятна.
Педагог:Какой же помощник помог нам украсить наши шапочки?
Дети: Линия.
Педагог: Какие виды линий мы сегодня вспомнили?
Дети: Прямая, волнистая, ломаная.
Педагог: Молодцы.
5. Путешествие в Антарктиду. Спасение замерзающих пингвинов.
Педагог: Ну а теперь, для кого и для чего мы с вами мастерили шапочки?
У всех шапочки готовы? Будем согревать пингвинят?
Педагог: А где же они у нас с вами живут?
Педагог: Значит нам с вами предстоит отправится на Южный полюс. Все готовы. Оделись потеплее, мы же с вами помним о том, что Южном полюсе очень, очень холодно.
Дети символически одевают одежду.
Теперь закрываем глаза руками. И видим бескрайние просторы Южного полюса, кругом снег и льды, где - то вдалеке океан и в нем льдина с маленькими беззащитными, замерзающими пингвинятами.
Открываем глазки. Мы с вами на Южном полюсе и пингвинята нам очень рады.
Дети видят картину подготовленную педагогом (льдина с маленькими пингвинятами)
Педагог: Предлагаю сейчас каждому взять свою шапочку и начать согревать пингвинят.
Педагог: Идите ко мне.
Дети подходят к столу педагога.
Педагог: На клееночке смазываем с обратной стороны шапочки клеем и одеваем на пингвиненка.
Педагог: Молодцы, теперь пингвинятам станет намного теплее.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Пингвинятам хорошо и уже стало значительно теплее.
Педагог: А теперь я хочу узнать было ли вам интересно и понятно, все ли у вас получилось. У меня три коробочки. В них лежат бомбошки для ваших шапочек трех цветов. Ваше задание, слушайте внимательно и до конца.
Те кому занятие понравилось и он узнал много нового приклеивают своему пингвиненку на шапочку желтую бомбошку. Те кому занятие понравилось и с заданием он справился, приклеивают пингвиненку оранжевую бомбошку.
А те кому занятие понравилось, но он не до конца постарался приклеивают коричневую.
Педагог: Задание понятно? Можно выполнять.
Педагог: Теперь присядьте на свои места. Давайте полюбуемся результатами нашего труда. Как мы с вами вместе подарили маленьким пингвинятам, чуточку своего тепла. Теперь они обязательно дождутся спасательную экспедицию. Всем вам большое спасибо за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы детского сада
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Мухомор» для детей старшей группы ДОУ
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе. Тема: «Парашютисты
Конспект занятия в детском саду. Рисование по замыслу в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в средней группе «Бабочка-красавица»