Технология проектирования в детском саду
Автор – составитель: Ханина Анастасия Сергеевна
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 173» г.о. Самара
Описание: Материал предназначен для воспитателей и специалистов детского сада. Проектирование в наше время широко используется в ДОУ и способствует развитию творческой личности ребенка.
Цель: показать значимость проектов в детском саду.
Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе работ А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Е.Е. Кравцовых и Н.Н. Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.
Из собственного опыта работы могу сказать, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Содержание проектной детской или детско – взрослой деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становится зримыми и чувственно воспринимаемыми.
Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемы при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочинят музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержки взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико – ориентированных проектов.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги, активно использующие проектную деятельность в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней деятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата. В проектной деятельности у ребенка формируется своя «самость». Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Мы с моими детьми очень часто занимаемся проектной деятельностью на различные темы, участвуем с ними в конкурсах. Дети получают большое удовольствие.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада «Учимся быть добрее»
Детский исследовательский проект в старшей группе на тему: Сахар
Проектная деятельность в ДОУ
Проект для старшей группы в детском саду. Наш огород
Похожие статьи:
Метод проектов в экологическом воспитании младших дошкольников
Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников