Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Биоценоз пруда»

Конспект НОД в детском саду на тему:«Биоценоз пруда». Старший дошкольный возраст
Автор: Рязанова Анастасия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории ДО АНО «Детский центр развития «Оранжерея» города Обнинска.
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшей группы по познавательному развитию. Будет полезен педагогам ДОО, родителям.
Цель: формировать представления детей о пруде как о самостоятельном природном сообществе.
Задачи:
- Познакомить детей со способами очистки воды.
- Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире.
- Закрепить и расширить знания детей о пруде, как о сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом; знания о питании животных.
- Развивать мышление, наблюдательность, слуховое восприятие, память, умение проводить опыты, рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать у детей чувство единства с природой, любви, бережное отношение к ней.
Материал: карточки для составления пищевых цепочек, картинки с изображением водоемов и их обитателей, кусочки ткани, фильтровальная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, вата, бинт, ножницы, две большие емкости – с чистой водой для сравнения, с грязной водой – для экспериментирования, по две пустые емкости на каждого ребенка, воронки, сверток с вопросами, дидактическая игра «Засели пруд».
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте ребята, пишет вам Водяной. У нас случилась беда. Злая колдунья взбаламутила весь наш пруд, теперь он все время мутный, нам тяжело дышать и невозможно найти себе пищу. Помогите нам! Спасите наш пруд! Для спасения нашего дома нужно пройти все препятствия в сказочной стране и чтобы вам к нам попасть скажите волшебные слова:

Вокруг себя повернись,
Вправо, влево оглядись.
Страна чудная явись,
Нашим деткам покажись!»

Ну что ребята, нужно помочь, как вы думаете? (Ответы детей.)

Дети повторяют волшебные слова. Перед ними появляется иллюстрация загрязненного пруда.

Ой, ребята смотрите, какая неприятная жижа, ничего не видно. Что же делать? (Дети предлагают очистить воду.)

Воспитатель вместе с детьми проходит к столикам для экспериментирования.

Опыт «Очисти воду».
Нам надо сделать фильтр и профильтровать воду, чтобы она стала чище. Подумайте, из чего мы можем сделать фильтр?
Дети самостоятельно выбирают материал и изготавливают фильтр, процеживают через него грязную воду. Сравнивают полученный результат с грязной водой и водой из-под крана.

Вывод: вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.

Мы с вами очищали небольшое количество воды, а на реках строят огромные очистные сооружения, которые могут очищать большие количества воды. А зачем это делать? (Ответы детей.) Без чистой воды жизнь на нашей планете невозможна, жизнь в водоемах замирает, нет красивых водных цветов и растений, рыба уплывает в более чистые водоемы, а те животные, которые не могут перебраться гибнут. Очень важно соблюдать чистоту и порядок, не загрязнять водоемы: не бросать фантики и бутылки, не кидать в воду мусор и палки, не сливать бензин и грязную воду – этим мы убиваем все живое в водоемах. Люди должны понимать, что без чистой воды и сам человек не выживет.

Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Дидактическая игра: «Кто лишний в нашем пруду».
Ежик, водомерка, божья коровка, корова.
Утка, петух, попугай, снегирь.
Белка, хомяк, бык, бобр.
Кузнечик, муравей, комар, муха.
Рыба, верблюд, медведь, собака.
Ящерица, змея, лягушка, стрекоза.

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие. Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.
Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.
Рыбы, как и животные, бывают хищники и травоядные.
Щука - хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.
Карась питается растениями и личинками насекомых.
Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.
Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник. Она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А в воде живут личинки стрекоз.

Давайте с вами представим, что мы стрекозы.

Физминутка.
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Смотрите, ребята, в кувшинке спрятан какой-то сверток. Это вопросы, на которые мы должны ответить.

Викторина «Пруд и его обитатели».
1. Что вы знаете о «ловцах» воздуха?
В воде воздух особый, им умеют дышать только рыбы. Поэтому лягушки и насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух. Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом. Ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит. Затем он прикрепляет пузырек воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду.
Но есть еще более хитрое подводное животное – водяной паук. Он сумел построить себе дом на дне. Паук плетет паутинный дом, похожий на стакан, одевает его на спину и стремительно ныряет под воду. При этом его домик оказывается полон воздуха, достаточного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых, которыми он питается.
2. Кто из обитателей пруда является санитарами? (Раки, рачки, моллюски прудовики, лужанки питаются падалью. Личинки комара - питаются гниющими растениями. Щука.)
3. Где раки зимуют? (На дне в иле, в норах по берегам рек, озер, прудов.)
4. Какая рыба самая жадная? (Щука.)
5. Какие растения крепко держатся за дно корнями? (Тростник, камыш, осока.)
6. Что такое цветение воды? (Это процесс очень быстрого роста и распространения одноклеточных водорослей на поверхности водоема.)
7. Что такое ил? (Вязкая масса на дне водоема, образующаяся из отложений минеральных или органических веществ. Его населяют черви, личинки и пиявки.)

Вода стала совсем чистая, давайте вернем всех животных и растения на место.

Дидактическая игра «Засели пруд».
Дети расселяют жильцов водоема и растения.
Не случайно столько растений и животных живут рядом. Они нуждаются в воде и все зависят друг от друга. Обитатели пруда долго были без пищи и очень проголодались, их срочно надо покормить.

Дидактическая игра «Составь цепи питания».
Комар - лягушка – цапля.
Личинка стрекозы – жук–плавунец – окунь – цапля.
Червячок - тритон – чайка.
Водоросли - улитка – рыба.

Водоросли – первое звено в пищевой цепочке. Они выполняют задачу оздоровления воды в пруду, так как для своей жизнедеятельности они используют вредоносный азот и его соединения. Водорослями питается зоопланктон - это мелкие организмы и некоторые виды рыб. Зоопланктоном питаются рыбы и мальки рыб. Растительноядными рыбами (карась) питаются хищные рыбы (окунь). На мелких хищных рыб охотятся крупные хищники (щука). Рачки, черви, личинки насекомых служат пищей рыбам и амфибиям (лягушкам, тритонам). Органические останки животных оседают на дно, которыми питаются бактерии, черви, моллюски, раки, рачки.

Выкладывается схема питания обитателей пруда.

Вывод: все в пруду важны и не могут существовать друг без друга.

Появляется картинка Водяного. Он благодарит детей за помощь. Дети возвращаются в группу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Досуг в детском саду к 23 февраля для детей старшей группы и пап. Сценарий | Словесная игра для детей дошкольников на развитие фонематического слуха
Опубликовано: 2216 дней назад (1 апреля 2018)
Просмотров: 2658
+4
Голосов: 4
Елена Борисовна Сахарова # 1 апреля 2018 в 18:08 +1
Здравствуйте Рязанова Анастасия Викторовна! Очень полезный конспект,цель и задачи актуальны для детей старшего возраста.Соблюдены все этапы занятия. Интересное занятие я уверена что детям будет не скучно и интересно.
Анастасия Викторовна Рязанова # 1 апреля 2018 в 18:21 +1
Добрый вечер Елена Борисовна. Большое спасибо за положительный отзыв.
Ольга Валерьевна Еремеева # 2 апреля 2018 в 20:02 +1
Здравствуйте Анастасия Викторовна.Вы выбрали действительно актуальную тему. В Од используете много методических приемов.Использованы энциклопедические знания, большим плюсом- опытническая деятельность.Беру себе в копилку. Спасибо.Од можно продолжить ситуацией "Нефть в воде". если будет интересно заходите ко мне на страничку.
Екатерина Александровна Назарова (Гусева) # 15 апреля 2018 в 19:41 0
Анастасия Викторовна, спасибо Вам за прекрасный, динамичный, развивающий и совершенно не напрягающий конспект. Вы просто умница! Успехов!
Ответить
Ольга Игоревна Сухенко # 20 апреля 2018 в 00:33 +1
Добрый день, Анастасия Викторовна. Очень увлекательный. полезный материал.Очень важно с самого раннего детства прививать детям любовь к природе, окружающей среде, любить и беречь ее. Удачи Вам и дальнейших творческих успехов. С уважением Сухенко О.И.