Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Экосистема луга»

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Экосистема луга»
Автор: Рязанова Анастасия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории ДО АНО «Детский центр «Оранжерея» города Обнинска.
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшей группы по познавательному развитию. Будет полезен педагогам ДОО, родителям.
Цель: формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.
Задачи:
- Познакомить детей с многообразием растений и животных луга, его значением для сельского хозяйства и возможным негативным воздействием человека на это природное сообщество.
- Показать взаимосвязи растений и животных друг с другом, и с их средой обитания.
- Закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, пользе лекарственных растений, правилах поведения в природе.
- Развивать мышление, наблюдательность, память, слуховое восприятие, умение отгадывать загадки, рассуждать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать у детей чувство сопричастности, сопереживания, любви к природе, бережное отношение к ней.
Материал: картинки с изображением животных луга, аудиозапись голосов птиц, картинка - лабиринт, семена в мешочке, дидактическая игра «Кто, где живет?», магнитофон, интерактивная доска, проектор, ноутбук, мольберт, схема заготовка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам с вами отправиться на прогулку на цветущий луг. А кто помнит, что это такое? (Ответы детей.)
Луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Здесь очень много света. Луг - это дом для многих видов животных. Если мы будем внимательными, обязательно увидим много интересного. В путь!

Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые
С мёдом сладким пчелки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух. (В.Степанов)

На экране появляется изображение вытоптанного луга.

Вот мы и на месте. Но, что-то я его не узнаю. Цветов нет, травы почти нет, везде какие-то следы. Где насекомые? Посмотрите, вон там какая-то небольшая кучка рыхлой почвы и что-то шевелится.

День ли, ночь ли на дворе,
Он всегда сидит в норе!
Дни и ночи напролёт
Роет землю сонный ... (Крот.)

На экране появляется изображение крота.

Уважаемый крот, расскажите нам, что случилось с этим лугом?
Крот: Здесь каждый день пасли коров. Они выщипали и вытоптали почти всю траву. А насекомые, птицы стали искать себе другие жилища. Мне тоже придется искать новый дом, ведь это место умирает.
Воспитатель: Луга действительно имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Чтобы растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства должны подсеивать их семена или оставлять нескошенными часть трав. Надо помнить, что неумеренный выпас скота ведет к исчезновению многих растений, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва как здесь. Те, участки лугов, где особенно много редких растений и насекомых, люди берут под охрану. Давайте мы возьмем этот луг под охрану. Человек – часть живой природы, он в ответе за свои поступки и должен исправлять ошибки. Как же нам все исправить? (Ответы детей.)
Крот: На опушке леса живет Бабушка-Загадушка. У нее есть волшебные семена, которые прорастают в считанные секунды. Отправляйтесь скорее за ними.

Игра - лабиринт «Найди, какая из дорог ведет к домику Бабушки - Загадушки?»

Появляется Бабушка – Загадушка. Ребята здороваются, просят ее дать немного семян для спасения луга.

Бабушка-Загадушка: На лугу растет много трав и цветов. Сейчас я вам загадаю загадки про некоторые растения. Отгадаете, дам вам волшебных семян.

Дети отгадывают загадки, картинки отгадки появляются на экране.

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчик)

Страшен на вид —
Кольнуть норовит.
В одежду вопьется —
С трудом оторвется.
(Репейник)

Только тронь — отдернешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)

Крапива - растение с крупными зелеными листьями, оно все покрыто длинными жгучими волосками. Является лекарственным растением. Крапиву используют для приготовления салатов, супов, борщей.

Трава – полёвка
Синяя головка
По краям коронки-
Зубчики-воронки.
(Василёк)

Василек - растение рослое с крупными листьями; раньше цветки использовались для получения желтой краски. Хорошее медоносное растение. Насекомые, издали заметив цветки василька, летят к нему собирать пыльцу и нектар.

Стоят на поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)

Ромашка лекарственная - очень полезное и нужное растение. Используется в лечении многих заболеваний. Настой делают из цветков растения, заваривают как чай.

Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…
(Мята)

Мята - обитает на сырых, влажных лугах. У растения есть одна особенность: она выделяется приятным запахом. Из-за него она пользуется особым почетом. Из нее заваривают душистый чай, используют как приправу. Является лекарственным растением.

Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тот час заметил ...
(Клевер)

Клевер - полезное растение от простуды и насморка с красивыми красными, розовыми, белыми соцветиями. На его медовый запах слетаются бабочки и шмели, которые собирают нектар своими длинными хоботками. Его очень любят
домашние животные. Самыми лучшими лугами считаются те, где в большом количестве есть клевер.
Луг – это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. Но можно встретить и ядовитые растения. К ним относятся борец, лютик едкий, черемица, молочай, так что будьте осторожны.

Бабушка - Загадушка дает семена, дети возвращаются на луг, сеют их.

Физкультминутка.
Вот стою я на лугу,
И качаюсь на ветру.
Влево, вправо наклоняюсь,
А потом земли касаюсь.
Дождь прошёл, встряхну листами,
Потянусь со всеми вами.
(Движения по тексту.)

На экране появляется цветущий луг.

Воспитатель: Теперь на лугу много цветущих трав. Каких животных здесь должно быть много? (Насекомых). А вот и они, возвращаются.

На мольберт выставляются картинки с изображением насекомых.

Мини - викторина «Что мы знаем о насекомых?»

1. Какие насекомые хищники?
(Божья коровка - хищница, питается другими насекомыми, поедает тлю, которая уничтожает зелень на растениях. Муравей - великолепный строитель, санитар леса и луга. Он уничтожает вредных насекомых. Еще он может лечить птиц, смазывая перья муравьиной кислотой. Стрекоза - ест комаров и мошек. Жужелица. Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомыми, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами.)

2. Рекордсмен по прожорливости? (Стрекоза.)
Со стрекозой провели такой опыт: кормили мухами досыта. Стрекоза съела 40 мух, это все равно, если бы человек за один раз съел 60-80 буханок хлеба. Вот какая прожорливая красавица. Зато сколько она может съесть вредных насекомых!

3. Куда деваются экскременты и останки животных?
(Жуки-навозники быстро перерабатывают навоз и прячут, откладывая в них свои яйца. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Это – пища взрослых жуков и личинок.) Эти насекомые – санитары. С помощью обоняния навозник разыскивает кучки навоза и под ними приступает к рытью норки. В норку ими заносится навоз, который затем утрамбовывается в длинные колбаски. В нижнюю часть колбасок самка откладывает яйцо. Из яйца появляется крючковидная личинка. Она пытается заготовленным навозом, растет и зимует. Весной личинка превращается в куколку, из которой выводится жук. Жук, как и личинка, питается навозом. Навозник способствует повышению плодородия почвы.
Самцы могильщика заползают под умершее животное и выгребают из-под него землю. По мере выкапывания ямки животное опускается в нее все глубже и глубже. Личинки, как и жуки, питаются падалью.

4. Как вы думаете, куда деваются отмершие части растений?
(В их разложении принимают участие, наряду с червями, бактериями и грибами некоторые животные. Например, жуки мертвоеды и навозники.)

5. Какую пользу растениям приносят бабочки, мотыльки, осы, пчелы?
(Перелетая с цветка на цветок переносят пыльцу и опыляют растения, это нужно для того, чтобы появились семена и плоды.)

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Муравей в … (муравейнике).
Божья коровка под… (листком, корой деревьев).
Пчела в… (улье).
Бабочка на… (цветке).
Кузнечик в… (траве).
Шмель в …(гнезде).

Теперь мы знаем, как важны друг для друга растения и насекомые.

Кто же питается насекомыми?
Насекомые основная пища для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки, чибиса, полевого жаворонка, жулана. Гнезда эти птицы устраивают на земле. Они распространяют семена растений и регулируют численность беспозвоночных.

Изображения птиц выставляются на мольберт. Звучит аудиозапись голосов.

Игра «Узнай, чей голос».

Насекомоядные звери: еж, крот, землеройки. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь личинками насекомых.
Мир луга очень разнообразен. Это и различные пауки, и сенокосцы, дождевые черви и моллюски (слизни, улитки).
Здесь встречаются земноводные (остромордая лягушка, травяная лягушка, квакша обыкновенная, жаба зеленая), пресмыкающиеся (ящерица прыткая). Можно увидеть опасную гадюку или ужа, которые приползли поохотиться на полевых мышей или остромордых лягушек, на птенцов и ящериц. Молодые гадюки кормятся насекомыми, слизнями, дождевыми червями.иМногочисленные мыши скрываются в траве и находят богатую пищу. Они питаются семенами луговых растений. Лось, кабан, косуля приходят на луг полакомиться сочной травой, а затем возвращаются в лес, так как на лугу крупным животным спрятаться негде. В поисках мышевидных грызунов забегает лиса и горностай. Охотиться прилетают из леса совы. Они тем самым регулируют численность грызунов. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных микробов. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики, бледные поганки.

Составление схемы питания животных луга.

Все живые организмы луга взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Растениями, их семенами, нектаром питаются животные. Птицы, звери, насекомые разносят плоды и семена растений, способствуя, таким образом, их расселению. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, насекомоядных зверей. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол. Мыши являются основным кормом для лисиц и сов. Экскременты и останки животных перерабатывают грибы, насекомые и их личинки, черви формируют почву, пропуская через себя органические и растительные остатки – это удобрения почвы (гумус), на которой растут растения.
Ребята, а что мы можем сделать, чтобы сохранить такое красивое место природы? (Не ловить насекомых, не уничтожать гусениц, не разорять гнезда шмелей, не рвать растения, не оставлять мусор, не разводить огонь и не жечь сухую, прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные поддерживают природное равновесие на лугу. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.)

Вот и подошла к концу наша прогулка, пора возвращаться в группу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект экологического развлечения с использованием ИКТ в старшей группе ДОУ Конспект ООД в старшей группе. Экологическое воспитание Конспект занятия по экологии в старшей группе. Тема: Насекомые Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе детского сада. Тема: «Птицы разных стран»

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели

Конспект занятия в старшей группе на тему: Насекомые и цветы

Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада

Конспект НОД ко Дню космонавтики в подготовительной группе детского сада с использованием ИКТ | Дидактическая игра по сенсорному развитию дошкольников 3-5 лет
Опубликовано: 1281 день назад (23 апреля 2018)
Просмотров: 6367
+4
Голосов: 4
Ольга Николаевна Кривонос # 23 апреля 2018 в 20:16 +2
Очень интересный материал!
Замечательная идея!
Креативно!
Отличная работа!
Спасибо за идею!
Юлия Александровна Дерягина # 26 апреля 2018 в 12:36 +1
Анастасия Викторовна, здравствуйте!Прочитала Вашу работу.Материал подобран интересный. Только у меня одно пожелание-может стоить разграничить слова воспитателя и ответы детей.Просто прописать -Воспитатель, Дети. Почетче бы смотрелся конспект.И еще, у Вас в задачах написано познакомить детей с экосистемой, а получается по ответам, что они уже все это знают. Вернее было бы- закрепить знания детей об экосистеме луг.А так занятие хорошее.Удачи!
Марина Фёдоровна Рубан # 29 апреля 2018 в 18:23 +2
Анастасия Викторовна,мне очень понравился Ваш конспект занятия,информация излагается четко,последовательно с плавными переходами от одного вида деятельности к другому.Особенно понравилась мини-викторина о насекомых,буду использовать в работе.Спасибо за идею!Примите мой голос!
Ольга Игоревна Сухенко # 30 апреля 2018 в 00:04 +2
Здравствуйте, Анастасия Викторовна. Очень понравилась Ваша работа. Увлекательный, познавательный сценарий занятия.Занятие напомнило выпуски Абвгдэйки! Очень весело! Спасибо. Примите мой голос!
Наталия Владимировна Пуханова # 2 мая 2018 в 18:57 +1
Анастасия Викторовна, здравствуйте!Спасибо за приглашение. Очень понравился Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Экосистема луга». Интересно,познавательно,увлекательно. Можно было "разбавить" текст картинками. Просто отличная работа!С удовольствием дарю Вам свой голос +4.