Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Окружающий мир, 3 класс. Государственный бюджет

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Государственный бюджет.
Цель: на основе имеющихся знаний учащихся о денежных единицах через анализ материала учебника и дополнительный материал, дать общее представление о государственном бюджете.
Задачи:
1)а – обеспечить усвоение учащимися понятий «бюджет», «доход», «расход», «налог»;
б – выявить и осмыслить сущность расходов и доходов государственного бюджета;
в – объяснить учащимся то, что доход должен превышать расход;
2) а - использовать систему познавательных заданий с целью развития сообразительности, внимания, памяти;
б – формирование навыков и умений работы с текстом учебника, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы;
3) Воспитывать трудолюбие, уважение к государству, в котором живешь; вызвать позитивное отношение к налогам.
Планируемые результаты:
1) Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;
2) Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, развить навык работы в парах, уважать другую точку зрения;
3) Познавательные: научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
4) Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, наглядность на доску(схема), кроссворд.

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Анастасия Владимировна. Все ли вы готовы к уроку? Повернитесь друг- другу, улыбнитесь , и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.


Что вы видите?
(Это деньги )
Что такое деньги?
Это особый товар, который можно обменять на любой другой товар или услуги.
Какие денежные единицы вы знаете?
(Россия – рубль, США – доллар, евро)
Теперь мы с вами будем разгадывать кроссворд по теме «Деньги», чтобы выяснить насколько хорошо, вами была усвоена эта тема. Работать вы будете в паре, поэтому давайте вспомним правила работы в группе.
Работать вместе. Выслушивать мнение товарища. Спорить, но не ссориться. По окончанию работы взявшись за руки, поднять их вверх.

1. Прямой обмен одних товаров на другие.
2. Название бумажных денег.
3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь.
5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять.
6. Деньги за труд – это заработная...
Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.
Какое слово открылось в нашем кроссворде?
(Бюджет).
3. Самоопределение к деятельности.
- Где можно услышать или увидеть это слово?
(По телевизору или в газете )
- А что обозначает это слово?
(Не знаем)
- Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?
(Обратиться к словарю)
-Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?
(Словарь иностранных слов )
Автор: Лёхин И. В., Петров Ф. Н.
Год: 1949 г.
-Действительно, это слово пришло к нам из английского языка
-Кто нам прочитает понятие слова "бюджет" из словаря иностранных слов?
(Бюджет -роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период)
-Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.
Толковый словарь
Автор: Ожегов Сергей Иванович
(БЮДЖЕТ -Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени)
– Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.
-Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. Почему?
(Наверное, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства)
-Верно! Тема нашего урока – «Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», для того чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме «Семейный бюджет». Итак, мы выяснили, что бюджет –
(План доходов и расходов) .
-Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет»
4. Работа по теме урока.
У каждого ребенка на парте лежат карточки .Учитель просит детей прочитать свои роли.


Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?
(У нас получилось две части).
-Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
(Меньшую)
-Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?
(Эта часть называется налог)
-Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?
(Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит).
-Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.
-Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.
(Налогоплательщик )
-Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?
(Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.)
-Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были?
(Налогоплательщиками .)
-Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?
(Налоговый инспектор)
-Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги?
Да ,все сдали налоги .
-Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это...
(Налоги с граждан и предприятий.)
-Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет.
-Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?
(Потом их расходуют).
-Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. Но перед этим мы с вами отдохнем.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
-И так мы с вами сказали, что бюджет это-
(план доходов и РАСХОДОВ)
-Откуда у людей берутся деньги?
(получают зарплату, пенсию, пособия)
-Правильно.
- А кто оплачивает труд рабочих?
(Государство)
-Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов.
-Сейчас мы с вами посмотрим внимательно видеоролик. После просмотра его вам нужно будет ответить на вопрос:
"На что государство расходует деньги?"



"На что государство расходует деньги?"
-на образование
- на здравоохранение
- на содержание армии и полиции
- на науку и культуру
- на охрану природы
-на выплату пенсий и пособий.
-Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.
- Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было?
(Больные люди не могли бы лечится, природу не охраняли бы.)
-Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета
(Учителя ,врачи ...)
-Кто мне скажет профессии людей в образовании?
(воспитатели, учителя, директора)
- На здравоохранение?
(врачи, медсестры)
-На содержание милиции и армии?
(военные, солдаты)
- На науку и культуру?
(ученые, писатели и художники)
- На охрану природы?
(охранники водоемов, лесов)

- Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему?
«Доход» = «Расход»
«Доход» > «Расход»
«Доход» < «Расход»
(В современно мире доходы должны превышать расходы, так как у государства в любое время могут возникнуть незапланированные расходы)
Ребята, давайте разделимся на 2 команды. 1-й ряд и 2-ой ряд 1-го варианта будут командой под названием «доходы», а 2-ой ряд 2-го варианта и 3-ий ряд будут 2-ой командой под название «расходы». Я буду называть вам расходы или доходы, а вы будете поднимать сигнальные карточки, если это относится к вам.
Все это рассматривается для человека.
- Зарплата человека? (доход)
- Ремонт автомобиля? (расход)
- Покупка лекарств? (расход)
- Стипендия? (доход)
- Пенсия? (Доход)
- Посещение музея? (Расход)
- Покупка продуктов? (Расход)
Молодцы, ребята! Все поднимали карточки верно.
Теперь мы с вами будем разгадывать ребусы .

(Бюджет
Что такое бюджет?
План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».)

(Налог)
Что такое налог?
Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.
Как называется человек, который платит налоги?
Налогоплательщик
Кто контролирует начисление и уплату налогов?
Налоговый инспектор )

(Доход
Откуда государство получает доходы?
Доходы государство в основном получает от сбора налогов)
(Расход
На что расходуются деньги из государственного бюджета?
На содержание образования, здравоохранения, науку и культуру, на выплату пенсий и пособий, охрану природы, содержание армии и полиции)
Решение экономических задач.
В казну пришло 7 тысяч долларов, 3тысячи ушли в ремонт школ, позже дали ещё 10 тысяч, из всего этого еще 6 тысяч ушло на фермерское дело. Сколько осталось денег в казне?
(7-3+10)-6=8 тысяч долларов осталось в казне.
-И так давайте еще раз вспомним что такое бюждет?
(План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».)
-Что такое налог?
(Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.)
7. Рефлексия
Мне очень хочется услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке.
Вы можете сказать мне всё, что думаете, начав с любой из этих фраз:
- Было интересно узнать, что …
- Меня удивило …
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
На этом наш урок закончен. Мне было очень приятно с вами поработать, надеюсь и вам со мной тоже. До свидания, ребята!»

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Классный час на тему: "Правила дорожного движения", 2 класс
Опубликовано: 3162 дня назад (27 марта 2016)
Просмотров: 30460
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Валентина Игоревна Клименко # 28 марта 2016 в 13:46 +2
Здравствуйте, Анастасия Владимировна! Ознакомилась с Вашим конспектом урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет". Такая серьёзная тема и так доступно и интересно изложена! Думаю, детям урок очень понравился. Примите голос!
Анастасия Владимировна Янухина # 28 марта 2016 в 15:35 +1
Спасибо большое!
Светлана # 25 апреля 2018 в 23:40 0

Прекрасный конспект!