Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование проектной технологии на уроках английского языка

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении являются:
- связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;
-  ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

Каждый учитель иностранного языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету. К сожалению, мы не всегда знаем, как этого добиться. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученики, ни видя необходимости в изучении этого предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, спрашивают: «А зачем мне иностранный язык?» Оказавшись вне класса, школы, ребёнок сталкивается с трудностями практического владения языком и реально осознаёт, что он не может воспользоваться полученными знаниями в обыденной жизни. Да и пример родителей бывает более убедительным, нежели беседы учителя о значимости языка. Снижается уровень мотивации, а как следствие этого, интерес к иностранному языку падает. Проблема поддержания интереса к предмету волнует и меня. Чтобы его поддерживать и мотивировать учащихся на его изучение, я считаю недостаточным использование только учебных материалов, предусмотренных программой. Поэтому я пытаюсь выйти за её рамки и использовать в своей педагогической деятельности накопленные педагогами методические приёмы. Чтобы сделать урок более интересным и эффективным, мы используем аудио и видеоматериалы, аутентичные статьи из газет и журналов.

Следует отметить, что в ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо. Структурируя проект, ученики наполняют его содержанием, определяют тематику страничек, распределяют ответственность и роли и приступают к сбору фактического материала.
На этом этапе у школьников формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать. Чтение текстов, слушание аудиоматериалов и просмотр видеофильмов побуждают учеников к устной речи, что приводит к обогащению словарного запаса.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. Опыт работы подсказывает, что в группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность учащихся носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.

Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
По окончании работы, дети представляют результаты своего труда. Форма презентации может быть любой и выбирается самими учащимися. В своей работе, я придерживаюсь схемы, в которой выделяются следующие шаги:
1. Выбор темы проекта.
2. Структурирование проекта.
3. Сбор информации.
4. Обработка информации.
5. Представление результатов классу и их обсуждение.
6.Презентация проекта.
7. Рефлексия. Оценка проекта.

Названные шаги можно варьировать, изменяя их количество, в зависимости от тематики, возраста участников, временных рамок.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Хобби”, “Место, где я хотел бы жить”, «Мир вокруг нас», «Моя семья»

Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Итак, проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Рождественская книжка на уроке английского языка Конспект урока английского языка в 7 классе «Мои летние каникулы» План-конспект урока английского языка по теме: «Праздники в моей стране» для 6 класса Welcome to Annovka!

Похожие статьи:

Конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме «Времена года»

Информационные технологии на уроках английского языка

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: Хэллоуин, 5 класс

Конспект урока английского языка в 5 классе по теме: Праздники

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Использование игр на уроках английского языка | Сценка "Три поросенка" на английском языке для 3 класса
Опубликовано: 3721 день назад (20 января 2014)
Просмотров: 8062
Рубрика: Статьи
+8
Голосов: 8
Наталия Александровна Клюка # 21 января 2014 в 00:24 +3
Полностью разделяю Ваши взгляды, Татьяна Анатольевна. Проектная и проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся стать активными участниками процесса накопления знаний и их применения. Деятельностно-творческий подход, свойственный проектным технологиям, позволяет  школьникам проявить себя, свои таланты, повысть самооценку. И это касается любой области знаний - будь это иностранные языки или биология. Спасибо, что поделились своим опытом и нацелили на использование современных форм работы. +1
Татьяна Анатольевна Андрианова # 21 января 2014 в 01:01 +3
Большое спасибо и Вам Наталия Александровна за содержательный комментарий и оценку. Тема проектной технологии мне очень близка посколько она является моей темой  самообразования. И действительно, используя ее который год подряд, все больше убеждаюсь, что она является очень эффективной технологией.
Раниль Нурисламович Калимуллин # 26 января 2014 в 16:04 +3
Развитие творческих способностей учащихся через проектный метод обучения. Моя тема самообразования! Так что, Татьяна, я с тобой полностью согласен!!! Схема, которую вы придерживаетесь, отличная! Представление результатов классу и их обсуждение - вот самое главное в общении детей! За статью - 5 баллов!!!
Татьяна Анатольевна Андрианова # 26 января 2014 в 18:23 +4
Спасибо Раниль Нурисламович!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 3 марта 2014 в 23:34 +1
Татьяна Анатольевна, несколько лет назад я выбрала дистанционный курс повышения квалификации М.А. Ступницкой "Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся" и не пожалела. Действительно, метод учебных проектов позволяет детям не только получать теоретические знания, но и учиться применять их на практике, в процессе работы над проектом. Независимо от типа проекта (исследовательский, творческий, практико-ориентированный) происходит развитие всех универсальных компетентностей. Автор курса приводит замечательную, на мой взгляд, фразу: "Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный".
Спасибо Вам за статью! Голосую! Ничего лишнего, мысли изложены ясно, выделены основные моменты.
Со студентами техникума в основном работали над творческими и исследовательскими проектами. Думаю, выйдя их декретного отпуска, нужно будет попробовать и практико-ориентированный, он больше нацелен на изменение окружающей действительности в лучшую сторону.
Удачи Вам, Татьяна Анатольевна, и Вашим ученикам и отличных проектов!
Светлана Александровна Исанина # 16 июня 2016 в 19:37 0
Действительно очень часто у детей снижается мотивация в изучении иностранного языка, особенно в "слабых" группах. И беседы учителей о том, что возможно это им понадобиться в жизни уже не действуют (например, в среднем звене). На помощь приходят личностно-ориетированные технологии обучения, позволяющие каждому учащемуся почувствовать собственную значимость. Такая работа требует от учителя и учеников много сил и творческой энергии.