Конспект урока литературы, 6 класс. Основы стихосложения
Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Основы стихосложения"
Класс: 6 класс Предмет: Литература Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Тема: Основы стихосложения Цели урока: Предметные:
• знание двусложных стихотворных размеров
• знаниеосновных средств выразительности языка,
• понимание роли тропов в художественной речи, Метапредметные:
• способность определять цели пред¬стоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адек¬ватно формулировать их в устной и письменной форме,
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; Личностные:
• понимание роли русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
• определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
• понимание значения речевого развития в процессе получения школьного образования Оборудование:
Экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточка-информатор, рабочие листы обратной связи, сигнальные карты, наглядный материал для игры в тропы.
ХОД УРОКА
1. ПРИВЕТСТВИЕ 2. РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
Работа с сигнальными карточками:
Ребята, приготовьте сигнальные карточки стихотворных размеров. Я воспроизведу ритм, а вы покажете мне карточку с графическим изображением нужного размера:
(2 чел. у доски опред. размер)
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
Ребята, мы не впервые начинаем урок с ритмической разминки, но сегодня это не просто поэтическая пятиминутка. Кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Верно - мы весь урок будем работать над основами стиховедения. Подведем итог нашей работы над умением определять стихотворный размер и видеть в поэтическом тексте средства выразительности, т.е.тропы.
4. ПОВТОРЕНИЕ
Определение стихотворного размера на слух с использованием сигнальных карт.
1. Сейчас нам опять понадобятся сигнальные карточки. Только теперь задача осложнится:
Я прочитаю стихотворные строки, а вы должны будете на слух попробовать определить размер стиха.
Определите стихотворный размер на слух
1. И гром вдали гремит раскатом. А Блок. (ямб)
2. За ночь хризантемы расцвели. И.Бунин (хорей)
3. Осенний день высок и тих. А.Блок (ямб)
4. Нивы сжаты, рощи голы. С.Есенин. (хорей)
5. В тихом саду замолчал соловей. И.Бунин. (дактиль)
6. Все в тающей дымке – холмы, перелески. Н.Рыленков (амфибрахий)
7. Здесь морошковый запах Н.Рачков(анапест)
Итак, подведем итоги:
1) на какие две группы делятся стихотворные размеры (двусложные и трехсложные)
2) назовите двусложные размеры (ямб и хорей)
3) назовите трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий и анапест)
5. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
2. А теперь вспомним тропы, с которыми мы с вами познакомились в этом году.
Поиграем в игру «Потеряшки». В королевстве Тропляндия произошло несчастье. Несколько тропов вышли погулять (вот из этого домика) и потерялись. Их ищут все полицейские этого государства. А как известно, чтобы кого-то найти, надо знать его приметы. И они известны. Поможем им?. Вернем домой потеряшек?
А) Среди потеряшек есть троп, который чаще всего используется для описания, отвечает на вопрос какой? И является выразительным определением. Что это! Правильно – это ЭПИТЕТ!
А теперь МЫ ИДЕМ ИСКАТЬ: ищем, у кого карточки со строкой, в которой есть эпитет. Поднимите их. Молодцы! Верните потеряшку домой (прикрепите в домик на доске)!
Б) А другой троп спрятался в стихе:
Сосновый лес – как золотой орган (М.Дудин)
Что это? Отлично! – это СРАВНЕНИЕ!
У кого на парте лежат карточки со сравнениями, поднимите их. Молодцы! Возвращаем сравнение домой!
В) А этот троп – волшебник. Он неживое превращает в живое, а животным придает свойства людей. Что это за троп-волшебник? Какие вы молодцы! Да, это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ!
У кого на партах приютились олицетворения?
Ласково поднимите их. Хорошо! Поселите их тоже в свой домик.
В) Скажите, вы любите загадки? Троп, о котором мы поговорим сейчас, очень любит загадки, и загадки любят его. Например, На дорожке стоит солнышко на ножке. Этот троп постоянно пытается нас обмануть, называя предметы совсем другими именами на основе скрытого (тайного) сравнения. Что это за троп? Прекрасно – это МЕТАФОРА!!!
А теперь проверьте, у кого оказались метафоры. Покажите нам их. Верните их домой.
Как замечательно – все тропы найдены! Нам можно работать в МЧС! Король страны Тропляндии прислал вам всем благодарности!!!
6. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дома ребята самостоятельно работали над стихотворениями русских поэтов XX века о русской природе.
3 ГРУППА учеников научилась дома выразительно читать стихотворение, определять размер и определять, каким тропом являются выделенные в произведении слова. Проверим их работу.
2 ГРУППА не только определяла размер, но и находила в стихотворении тропы самостоятельно и группировала их по видам.
1 ГРУППА ребят пыталась проанализировать стихотворение, то есть понять, почему автор использовал именно эти средства выразительности. Эти ребята выучили стихотворения наизусть. Послушаем их.
7. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
1 ГРУППА определяет размер, находит все тропы, группирует их, выясняет преобладание и делает вывод.
2 ГРУППА определяет размер и находит указанные тропы
3 ГРУППА должна в отрывках найти указанные тропы
8. СРЕЗОВАЯ РАБОТА
Задания по степени трудности:
3 гр. – Определить размер, определить вид указанного тропа.
2 гр. – Определить размер, распределить указанные тропы по видам.
1 гр. – Определить размер, найти все тропы в стихотворении и вписать их в соответствующую колонку.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 гр. – найти и научиться выразительно читать одно стихотворение о природе, найти в нем эпитет.
2 гр. – найти и научиться выразительно читать одно стихотворение о природе, определить его размер и найти известные вас тропы.
3 гр. – найти и научиться читать выразительно стихотворение лодейнопольских поэтов о родной природе и проанализировать их по схеме.
10. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Итак, давайте подведем итоги нашей работы.
Что мы сегодня делали на уроке?
Что вам показалось особенно интересным на уроке (какая работа понравилась)?
Вам понравилось разгадывать тайны стихосложения?
На этом наша работа над стихотворными произведениями не закончится. В 7 классе вы узнаете, что стихотвуорные размеры не так уж просты, как кажутся, у них тоже есть свои фокусы, а тропов значительно больше, чем мы сейчас с вами знаем. Так что на этом мы не расстаеемся с тайнами стихосложения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ 1 группа. I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Определить стихотворный размер первого стиха,
найти все тропы. Выяснить, какие тропы преобладают
и почему?
Стучит по крыше монотонно,
Беззвучно льется по стеклу,
Бурлит в канаве из бетона,
Бормочет в кадках на углу.
В полночной мгле свистит над полем,
Шуршит по листьям мокрых рощ…
Когда я был собой доволен,
То как бы спал под этот дождь.
К.Ваншенкин
II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
1. Определить стихотворный размер первого стиха.
Выписать все тропы в соответствующие колонки:
Летний зной, и тяжки тени.
Не загнать домой ребят.
Соком солнца тяжелеет
С каждым днем фруктовый сад.
Вишня карими глазами
Смотрит в поле за забор,
Петушиными гребнями
Рдеют гроздья помидор.
А подсолнуху на плечи
Будто сто пудов легли,
И, как дедушка столетний,
Он согнулся до земли.
Огороды и покосы
Просят с жадностью воды.
Жарко так, что даже слезы
Навернулись у сосны.
Е.Русаков.
эпитеты сравнения олицетворения метафоры
КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ 2 группа.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Определить стихотворный размер первого стиха
и указать в отрывке олицетворение и метафору.
Предвесеннее.
Упало солнышко с размаху
С небес на поле средь холмов.
Зимы холщевая рубаха
Трещит по швам и рвется вновь.
Скворцы на скрипках заиграли,
Им, как народу, не до сна.
В мои глаза цветком с проталин
Взглянула ласково весна.
Е. Русаков
II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
1. Определить стихотворный размер данного стиха.
И снова глубоко синеют небеса.
2. Распределить указанные тропы по видам и вписать в нужную колонку:
Поздние цветы; цветы, как пламя; дорога дремлет; звезды золотые;
березки улыбнулись; ветка дышит; осколок луны; беглый взор;
родник играет; тихий дождь.
эпитеты сравнения олицетворения метафоры
КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ
3 группа. I вариант.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Найдите эпитеты в отрывке:
Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
И. Бунин.
II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
Определить стихотворный размер и
назвать вид тропа,
к которому относится выделенное слово
Всходит солнце, бодрое от холода.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Найти и научиться выразительно читать
любое стихотворение о природе, найдите в нем
эпитеты.
КАРТОЧКА ЗАДАНИЙ
3 группа. II вариант.
I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Найти сравнения в отрывке:
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака.
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной.
Н.Рубцов
II. СРЕЗОВАЯ РАБОТА.
Определить стихотворный размер и
назвать вид тропа,
к которому относится выделенные слова
Осенний день высок и тих
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Найти и научиться выразительно читать
любое стихотворение о природе, найдите в нем эпитеты.
Скачать Конспект урока литературы, 6 класс. Основы стихосложения
Здравствуйте, Антонина Николаевна! С интересом посмотрела Ваш конспект урока по стихосложению. Нужная работа проделана Вами, если начинать со средних классов, то к 9 уже будет навык у детей, тогда и литературу сдать легко будет.Думаю, Вы и сами пишете стихи. Успехов в дальнейшей работе, коллега! Голос.