Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Влияние музыкальной терапии на детей дошкольного возраста

Влияние музыкальной терапии на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Современные дошкольники знают гораздо больше, чем их сверстники 5—10 лет назад, но значительно реже испытывают такие чувства, как восхищение, удивление, сострадание, сопереживание.

Увеличивается число тревожных детей дошкольного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством и неуверенностью, а также эмоциональной неустойчивостью. Чтобы направить ресурс детского организма на позитивное развитие и адаптировать психику детей к непростому внешнему миру, возникает необходимость дополнять общеобразовательные программы современными технологиями и методиками здоровьесберегающего направления.

Один из способов укрепления психологического здоровья ребенка и достижения им эмоционального благополучия является музыкальная терапия, которая вызывает большой интерес специалистов как метод, связанный с высвобождением скрытых энергетических резервов человека, отреагированием негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и формированием такого мировосприятия, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым.

Разные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и в комплексе с другими видами искусства, в арт-терапии, в качестве музыкального сопровождения различных коррекционных приемов для усиления их эмоционального воздействия и повышения эффективности.

Музыка, с её целительной силой, применяется во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, психосоматических заболеваний, речевых расстройств, аутизма и др.
Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах.

Человек всегда стремился к прекрасному, воплощая свои эмоции и мысли в произведениях искусства. Любое искусство развивает, воспитывает личность, позволяет разобраться в жизни, найти и познать себя. Но только музыка способна передать самые разнообразные и тонкие чувства, подарить душе крылья, которые уносят в мир гармонии и понимания.

Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Каким образом достигается положительный эффект при использовании метода музыкотерапии?
Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию.
Основа музыки — звук — акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. Это названо «неспецифическим акустико-биорезонансным эффектом», одной из реакций организма человека на звуковое воздействие.

Всякий звук для человека несет информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку. Журчит ли ручей, гремит ли гром, хрустнет ли ветка в темноте, все взывает к ответной реакции, вдохновляет к ответному действию, на которое человека настраивает его непосредственная эмоциональная реакция на звуковую информацию.

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Доказано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.

Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку.
Сердечно-сосудистая система сразу откликается на музыку, доставляющую удовольствие и создающую хорошее настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.

В своей книге «Эффект Моцарта», где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемп¬белл (ведущий американский просветитель в области музыки и целительства) указывает, что музыкальная стимуляция улучшает лабильность зрительного анализатора, повышает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку.

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С.В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.

Музыка вызывает и разные двигательные реакции организма.
При слушании у человека возникают реальные мышечные пульсации в самых различных областях: в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное тактирование рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению.

Становится понятно, что картина неосознаваемых двигательных и вегетативных реакций человека при восприятии музыки богата и своеобразна, музыкальные импульсы неосознаваемо, но неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведения.

Использование музыкотерапии в воспитательно-образовательном процессе ДОО будет эффективным, если она будет применяться как в ходе НООД, так и в совместной деятельности всеми педагогами и специалистами.

Музыкальные произведения можно включать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, вечерах досуга, занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в режимных моментах, самостоятельных играх и т.д. Каждый педагог может использовать музыку как средство расслабления и переключения внимания или повышения психофизического тонуса в различных формах организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Музыкальная терапия по силе воздействия схожа с праздником — она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. Именно поэтому специалисты детского сада разработали игровые сеансы музыкотерапии, ориентированные на коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками и направленные на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития воспитанников.

С помощью музыкотерапии решается ряд задач:
- преодоление психологической защиты ребенка (успокаивает или, наоборот, активизирует, настраивает, заинтересовывает;
- повышение самооценки на основе самоактуализации;
- разблокировка подавленных эмоций;
- установление и развитие межличностных отношений (замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и -развивают навыки взаимодействия с другими детьми);
- раскрытие творческих возможностей;
- формирование ценных практических навыков – игры на музыкальных инструментах;
непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими умственные нагрузки;
- увлечение и оказание сильного успокаивающего воздействия на большинство гиперактивных детей.

Основное содержание музыкотерапии в работе с детьми – создание или восприятие музыкальных образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая движение под музыку, танец, импровизацию на детских музыкальных инструментах, озвучивание сказок и стихотворений, сочинение историй, изодеятельность.

Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от характера его отношений со сверстниками, поэтому музыкотерапия применяется в коррекции нарушений общения, возникающих у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.

Варьирование на занятиях классических инструментальных пьес, звуков живой природы, вокальных произведений дает ребенку почувствовать палитру человеческих переживаний: от контрастных состояний радости и печали до более сложных душевных проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения. Если имеется в виду еще и диагностическая задача, после прослушивания музыки целесообразно задать следующие вопросы: «Когда у тебя бывает такое же грустное настроение?», «Бывает так, что ты сердишься?», «А когда у тебя был самый радостный день?», «В какой ситуации радуется (сердится) твоя мама?». Целенаправленная работа с детьми, имеющими различные эмоциональные нарушения, способствует развитию у них эмпатии, обогащению их внутреннего мира.

Музыка помогает ребенку расслабиться, отвлечься от негативных переживаний, почувствовать полную гамму разнообразных ощущений. Для восприятия подбираются специальные музыкальные произведения с частотой ритма не более 60 ударов в минуту, которая дает ребенку возможность сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление и синхронизировать дыхание. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы и «оживляет» хорошие воспоминания, которые помогают ему справиться с тревожностью, страхами или напряжением по какому-либо поводу.

Использование музыки в работе с дошкольниками показывает, что на протяжении всего дня у воспитанников сохраняется устойчивое внимание и повышается результативность усвоения материала, отмечается положительная динамика в развитии музыкальных способностей. В результате музыкальной терапии формируется положительный эмоциональный настрой, развиваются фантазия и творчество. Дети находятся в бодром расположении духа, доброжелательны, эмоциональны, активно сотрудничают со взрослыми и общаются со сверстниками.

Список использованных источников
1. Влияние классической музыки на развитие ребенка // Сайт Здоровый ребёнок
2. Гроф С. Целительный потенциал музыки / С. Гроф // Приключения в самопознании. Информационные материалы: Пер. с англ. – М., 1991. – С. 51 – 53.
3. Лоскутова Р. Р. Музыкальная психотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста / Р.Р.Лоскутова // Научная электронная библиотека
4. Овчинникова Т. С. Музыка для здоровья / Т. С. Овчинникова. – CПб.: Союз художников, 2003. – 41 с.
5. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. / С. В. Шушарджан – М., 1998. – 363 с.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкотерапия в системе здоровьесбережения дошкольников Музыкотерапия в детском саду Развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ОВЗ с использованием музыкотерапии Музыкотерапия. Её терапевтический эффект

Похожие статьи:

Музыкальное развитие ребёнка 1, 2, 3 лет

Список музыкальных произведений для проведения музыкальной терапии в детском саду | Влияние музыки Моцарта на развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 685 дней назад (13 июня 2022)
Просмотров: 454
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!