Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры на развитие внимания для детского сада

Игры на развитие внимания у дошкольников
Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.
Концентрация - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Нарушения внимания
Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Развитие зрительного внимания
Найди два одинаковых предмета

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
Исключение лишнего
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Найди отличия
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
Выкладывание узора
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
Нанизывание бусинок
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
Рисование по клеточкам
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Лабиринт
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
Назови предмет
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
Сколько чего?
ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
Дорисуй
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
Зачеркни
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Корректор
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
Разведчики
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания
Что звучало

Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
Четыре стихии
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Послушай и воспроизведи
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания
Кто летает?

Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
Съедобное - несъедобное
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Ухо - нос
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Запрещенное движение
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
Литература:
Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка Познавательная игра для старших дошкольников Сюжютно-ролевые игры в детском саду Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой

Похожие статьи:

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Игры на развитие памяти для детского сада | Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек"
Опубликовано: 4016 дней назад (24 декабря 2013)
Просмотров: 10841
+5
Голосов: 5
Людмила Трушкова # 24 декабря 2013 в 20:39 +2
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника - это всем известная истина, поэтому интересных, развивающих игр много не бывает.Ваши игры, Ольга, яркое этому подтверждение. Внимание - одно из качеств, которое необходимо развивать как можно раньше.Это позволит ребёнку в дальнейшем быть более собранным,поможет усвоить новый материал в предложенном объёме.
Татьяна Галютина # 24 декабря 2013 в 21:06 +2
Ольга,хорошая подборка игр на внимание."Рисование по клеточкам" очень нравится детям моей группы,  им уже по 6 лет и чаще всего они рисуют по клеточкам под мою диктовку, им интересно, что же получится!Очень хорошо развивается не только внимание, но и ориентировка на листе бумаги.А вообще, игры на внимание просто необходимы. Хорошо, если игры предложенные Вами нам, предложить еще и родителям.Будет чем заняться на досуге с любимым чадом!
Ольга Третьякова # 25 декабря 2013 в 12:32 +1
Спасибо за отзывы... у меня в группе тоже пользуются спросом графические диктанты, дети любят рисовать, для них это своеобразное чудо - всегда интересно узнать что получится в конце диктанта))) Этот материал можно запросто разместить в родительском уголке, игры доступны любому родителю, они просты и понятны, дети сами порой подсказывают нам как изменить игру, и придумывают множество разных вариантов)))
Наталья Валентиновна Черникова # 25 декабря 2013 в 18:30 +1
Замечательная информация по развитию внимания у детей плюс практический материал.Упражнения интересные,имеющие замечательный эффект развития.Надо доводить такую информацию до сведения родителей.Если заинтересованы в развитии детей, с удовольствием будут применять.Спасибо,Ольга,за полезный материал.Он также является ценным и для педагогов.
Ольга Михайловна Подгорных # 3 января 2014 в 12:40 +1
Молодец, игры очень интересные.
Ольга Третьякова # 4 января 2014 в 20:08 0
Благодарю коллеги за положительную оценку материала)))
наталья сергеевна некрасова # 12 января 2014 в 15:55 +1
Хорошая подборка игр на развитие внимания! Очень поможет в работе!Спасибо!
Ольга Третьякова # 13 января 2014 в 19:07 0
Пользуйтесь ))) буду рада если материал пригодится вам в работе..
Лилия Масагутова # 27 января 2014 в 04:40 0
Замечательная подборка игр! Спасибо, Ольга!