Сценарий с элементами театрализации "Забавы вокруг печки". Младшая группа
Цель: продолжать знакомить детей с бытом и традициями русского народа.
Задачи: воспитывать интерес к народному быту, развивать образную речь, способствовать умению употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лап¬ти, прялка.
Оборудование: Мини – музей «Русская изба», макет русской печи и предметы быта: горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотен¬ца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки, сарафаны, рубахи, музыкальные инструменты.
Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в комнату.
Ведущая (воспитатель) приветствует гостей (детей).
— Здравствуйте, гости дорогие!
Девочка-хозяйка. Хорошему гостю хозяин рад!
Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:
— Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
— Много гостей, много и новостей.
— Что есть в печи — на стол мечи!
Ведущая: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Ребята, предлагаем вам осмотреть «избу» и найти предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках.( Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти — плетеные, коврик — вязаный.) Ведущая: полюбуйтесь этими предметами и проходите к нам на посиделки.
Девочка-хозяйка.
«Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим».
Ведущая принимает каравай, благодарит с поклоном.
Хоровод «На горе-то калина»
Ведущий. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.
Дети.
— Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
— Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Рабочие руки не знают скуки.
— Разговорами каши не сваришь.
— Сделал дело — гуляй смело.
1 - й ребенок.
«В нашем оркестре всего понемножку —
Звенит колокольчик, играет гармошка».
2 - й ребенок.
«Даже играют и в бубен и в ложки —
В нашем оркестре всего понемножку!»
(Играет детский оркестр.)
Ведущий. Делу — время, потехе — час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка.
(Девочка у печки имитирует приготовление пищи — «варит кашу».)
Вспоминают поговорку: «Гречневая каша — матушка наша, а хлеб ржаной — наш отец родной».
Ведущий. Ребята, самое главное в деревенской избе — это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, раньше даже мылись.
Не зря в старину говорили:
«Печь нам — мать родная»,
«У печи все красное лето».
Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
«Стоит девица в избе,
А коса на дворе.
Лето придет —
Не глядят на нее,
Зима настанет,
Обнимают ее.
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, крови нет.
Сесть на нее сядешь,
А не везет.
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит».
— Ребята, в каких сказках встречается русская печь? ( «Гуси- лебеди», «Колобок», «По щучьему велению».)
А какие угощения нам дарит печь?(Ответы детей)
Как вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, — на стол мечи».
Ребята, самое главное на столе — это хлеб. Хлеб, который раньше выпекали в русской печке.
Уважаемая хозяйка отгадай наши загадки (демонстрирует отгадки)
Дети.
— Кто в избе рогат? (Ухват.)
— Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
— Черный конь скачет. (Кочерга.)
— Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)
— Стоит толстячок, блестит бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)
— Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет. (Самовар.)
— Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает. (Веник.)
— Сорок братцев вместе живут мусор метут. (Веник.)
Ведущий. Кто может показать, как пользоваться этими предметами?
Дети показывают.
Ведущая: предлагаю вам послушать шутки-прибаутки.
Дети:
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Петр что делает?
— Да на печи лежит.
— Я медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
— Кузьма, ты пирог съел?
— Нет, не я.
— А вкусный был?
— Очень!
Ведущая: Какие же посиделки без народных игр и хороводов? Вставайте, ребята, поиграем с вами в игру.
Игра «Сорока»
Девочка – хозяйка. Как рада я гостям, русский народ гостеприимный, всегда гостей за стол усаживает, угощает всем, что есть в доме. Я хочу угостить вас пирожками, которые испекла нам печь. (Звучит русская народная мелодия, дети сидят за столом угощаются пирогами и чаем.) До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальное развлечение для детей 2 младшей группы. Сценарий
Физкультурный досуг «Путешествие к Лесовичку»
Музыкальное развлечение для детей раннего дошкольного возраста
Спортивно – игровое развлечение для детей первой младшей группы
Похожие статьи:
Сценарий музыкального развлечения «На цветочной полянке» в младшей группе детского сада