Урок по окружающему миру, 2 класс. Из чего что сделано. Конспект и презентация
Конспект урока окружающего мира для 2 класса на тему "Из чего что сделано"
Описание работы: конспект может использоваться на уроках окружающего мира. Дети изучают не только свойство предметов, но и их назначение. Практическая работа позволяет закрепить пройденный материал. Тема урока: «Из чего что сделано?» Цель:
- формировать представление о природных материалах, из которых сделаны различные предметы;
- формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и заканчивая получением готового продукта;
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Задачи: Обучающие:
- познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;
- познакомить с простейшими производственными цепочками при изготовлении различных предметов;
- формирование представлений об окружающем мире. Развивающие:
-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
- развивать умение работать в группе. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.
- воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость. Оборудование: различные предметы из металла, дерева, шерсти, глины, образцы железной руды, глины, куски древесины, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Из чего что сделано?» Тип урока: постановка и решение учебной задачи. Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов
получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Метапредметные:
познавательные:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
- ставить проблему поискового характера;
- проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;
- применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);
- проводить рефлексию результатов деятельности;
- оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные:
- слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;
- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;
- уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение; регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Личностные:
- ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование личностного смысла учения
Ход урока
I. Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей! (слайд 1)
II. Актуализация знаний 1. Беседа.
- Какой раздел начали изучать? (Жизнь города и села) (на доске название раздела)
С каким новым словом познакомились? (Экономика)
На доске слово экономика.
- Что вы можете сказать об экономике? (это хозяйственная деятельность людей)
- Как называются отрасли экономики? (дети называют отрасли, на доске прикрепляются названия)
- Что еще можете рассказать об отраслях экономики? (все отрасли связаны между собой)
- Чем занимаются люди в различных отраслях экономики? (производят различные изделия, продукты питания и т.д.)
Игра “Верно это или нет”
-Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)
- Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)
- Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)
- Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)
- Верно ли, что в наши дни деньги делают из дерева? (нет)
- Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)
- Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)
- Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)
- Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)
- Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)
- Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)
- Без чего не может работать экономика? (без денег)
III. Самоопределение к деятельности
- У меня на столе предметы, изготовленные в различных отраслях экономики. (варежка, чашка, деревянная линейка, ложка, шарф, кружка металлическая, книга, ракушка)
- Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (слайд 2)
- Определите, какой предмет «лишний»? Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек.)
- Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир.)
- Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы. (Из металла, из шерсти, из бумаги, из глины.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)
- Сформулируйте тему урока. (слайд 3)
- Какие цели и задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:
Я думаю, что узнаю…..
- Давайте откроем учебник на странице 112 и еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке.
- Выделите главные вопросы, на которые мы должны ответить.
На доске Из чего? Как? Что?
- Что кажется трудным и непонятным? (Что значит изображать производственные цепочки.)
На доске добавляется Производственная цепочка.
— Значит, какую еще задачу мы перед собой поставим? (научиться изображать производственные цепочки)
IV. Работа над темой урока
- С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.
- В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.
Посмотрите на экран. Разделите все предметы на группы, объяснить свой выбор. (слайд 4)
- из глины (чайник, ваза),
- из шерсти (свитер, шарф),
- из металла (ложка, кастрюля),
- из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга) Проверяем. (слайд 5)
- Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий.
Отгадайте загадку:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (глина)(слайд 6)
Сообщение о глине(слайд 7-9)
Ева и Ира познакомили нас с порядком изготовления изделий из глины.
Порядок изготовления предмета –называется производственная цепочка. (слайд 10)
На рабочем листе покажите последовательность изготовления посуды из глины.
Карьер - гончар- печь-чашка. (слайд 11)
ФИЗМИНУТКА
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражнения,
руки вверх и руки вниз,
на носочках поднялись.
То присели, то нагнулись
и опять же улыбнулись.
2. Продолжаем работу(слайд 12)
Каждый год молодцу
Прибавляет по кольцу. (дерево)
Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?
- Понятно, что линейка, шкаф сделаны из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? (слайд 13)
Сейчас вам расскажут, как изготавливают тетради и книги. Сообщение ученика. (слайд 15-19)
В нашем районе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты, и вы спасёте деревья от вырубки.
- Работаем в паре. Заполните схему на листе.
- Как из дерева получается книга?
Дерево - целлюлоза - бумага - книга. (слайд 20)
3. В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла. (слайд 21) Сообщение ученика. (слайд 22-26)
Составим производственную цепочку. Как к нам в дом приходит металлическая посуда? (слайд 27)
Железная руда- чугун-сталь- посуда.
4. Шерсть.
– Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Овца, баран)(слайд 28)
- Как связаны тёплые варежки, свитер и овцы? (слайд 29)
- Откройте учебник . Рассмотрите рисунки (с.115) и расскажите, как же делают шерстяные вещи. (слайд 30)(Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки.)
1. Стрижка овец;
2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;
3. Изготовление шерстяного полотна;
4. Изготовление по выкройкам деталей одежды.
- Покажите в листе последовательность изготовления вещей из шерсти. (работа в паре)(слайд 31)
Овца-пряжа-полотно-изделие.
- Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки. (слайд 32)
- Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.
Овца пряжа полотно изделие
Дерево бумага типография книга
Глина гончар печь кувшин
Железная руда чугун сталь ножницы
Цепочки по ходу ответов детей выставляются на доске.
- Что мы с вами составили?
- Можно ли нарушить порядок? Почему?
- Как вы поняли, что такое производственные цепи? (порядок изготовления изделия)
V. Закрепление Самостоятельная работа.
Выполнение задания по карточке («Во что люди могут превратить материалы»). (слайд 33)
Глина Шерсть Древесина Металл
Игра «Да – нет»(Взаимопроверка)
- Я читаю предложение, если оно верное, то ставим «+»; нет « - »
1) Из шерсти вяжут варежки, носки, шапки. (+)
2) Люди получают шерсть от коровы. (-)
3) Тетрадь, книги, деньги, газеты изготавливают из металла. (-)
4) Кастрюля, вилка, ножницы изготавливают из металла. (+)
5) Кувшин, кирпич, горшки сделаны из дерева. (-)
6) Верна ли производственная цепочка: железная руда ( металл) ------ чугун----- сковородки ------- батареи отопления.(+)
(На экране карточка для проверки)(слайд 34)
1) +
2) –
3) –
4) +
5) –
6) +
Если все задания выполнены правильно – поставьте 5 баллов, если 1 ошибка –4, если 2 – 3 балла
- У кого 5? 4? 3?
- Молодцы, все справились.
V. Итог урока. Рефлексия
- На какие вопросы отвечали на уроке? (Что , из чего и как сделано?)
- Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами на уроке?
– Из каких материалов сделаны, окружающие нас предметы? (Из глины дерева, металла, шерсти и других.)
- Для изготовления различных вещей человек использует в основном материалы, имеющиеся в природе. Но их запас не безграничен. Поэтому человек должен расходовать природные богатства экономно.
И еще, ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд 35)
- Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести?
Оцени свою работу с помощью «смайлика».
- Я хорошо работал на уроке и получил от него удовольствие! (веселый)
- Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (грустный)(слайд 36)
VIII. Домашнее задание
- Прочитать материал учебника по теме “Из чего что сделано? стр.112-115, подготовить ответы на пункт 3.
Скачать Урок окружающего мира "Из чего что сделано", 2 класс