Развитие мотивации учащихся на уроках английского языка через использование технологии игры
"В игре раскрываются творческие способности личности, в игре раскрывается перед детьми мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития".
В.А.Сухомлинский
Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Я работаю в ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка» . Преподаю английский язык .Дети в классах, где я работаю, имеют разные интеллектуальные способности, есть учащиеся с более высоким уровнем развития и достаточно слабые ученики. Мотивация к учебной деятельности имеет тенденцию к снижению.
В своей работе я столкнулась со следующими противоречиями:
- потребностью во всесторонне образованной личности и непониманием некоторыми учащимися необходимости изучения английского языка,
-cложностью предлагаемого программного материала, увеличением нагрузки на учащихся и как следствие снижение познавательного интереса.
Наличие указанных противоречий поставило передо мной проблему:
-Развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы на разных этапах обучения, обеспечение роста мотивации и успешного усвоения знаний каждым школьником на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
Достижению цели служит решение следующих задач:
- Создание условий для успешной деятельности обучающихся;
- Развитие познавательного интереса через использование игровых методов, приемов и технологий на разных этапах обучения и во внеклассной деятельности
Ведущая педагогическая идея:
- идея учения без принуждения, которая базируется:
- на сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий,
-дифференциации обучения с учетом способностей детей, их интересов и склонностей, их творческой активности.
Теоретическая база опыта
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали Д.Б. Эльконин и другие педагоги. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых ,в том числе в работах Е.И. Пассова. В практике преподавания иностранных языков использую многочисленные учебные пособия, работы методистов нашего института и опыт коллег районного методического объединения.
Технология описания опыта
Опираясь на данную теоретическую базу, я сформировала свою систему по развитию мотивация учащихся на основе игровой технологии.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Школьники легко и не принужденно усваивают материал, который им доступен, когда формы и приемы работы им интересны. Игра – это эффективное средство активизации познавательной и речемыслительной деятельности ребенка.
Чтобы игра была более эффективной необходимо придерживаться следующих правил: а) временная регламентация этапов игры – время, необходимое для выполнения конкретных заданий, количество и время перерывов для самостоятельной работы; б) нормы поведения игроков во время проведения игровых заданий и совместной профессионально-игровой деятельности.
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятия по иностранному языку, можно разделить на языковые и речевые .
Языковые игры
помогают усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику) и делятся соответственно на фонетические лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном этапе овладения английским языком.
Фонетические
Я читаю детям, начинающим учить английскиий язык сказку про звуки (У нас во рту живет язычек, а рот - это его квартирка: там есть потолок, стены, и даже дверцы. На потолке у язычка есть горка (альвеолы), вы нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очень любит сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку! Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел: [l-l-l], [la,la,la].Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и выбивает коврик, вот так: [t t t]. Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра [w w w]. И т.д. ) и буквы (сказка про котенка- Эйбисёнка (ABCёнка). У этого котенка есть хозяйка - девочка Алиса (Alice). Она очень хочет, чтобы ее котенок выучил алфавит. Посмотрим, чем сейчас занимается АВСёнок. Он взобрался на дерево и хочет сорвать яблоко, по-английски яблоко APPLE. Но зачем ему APPLE? Ведь котята APPLE не едят! Ага, понятно. Он хочет подарить APPLE Алисе и показать, что знает букву «А», с которой начинается это слово. А еще это первая буква английского алфавита. Теперь наш Эйбисенок решил пойти на берег реки и покататься на лодке. Берег реки по-английски называется BANK, а лодка BOAT. По дороге он прихватил с собой мяч - BALL. Все эти слова начинаются с буквы «В»).
Funny Tree На доске нарисованы деревья (по одному для каждой команды), которые растут в волшебном лесу. Его плоды (рисунки) – яблоко, кот, осьминог, солнце, абрикос, лев и т.д. по лексике, изученной учениками. А под деревом буквы, осыпавшиеся с деревьев. Участникам необходимо прикрепить буквы к соответствующему слову, с которого оно начинается.
Лексические
Who is the most attentive? Я располагаю несколько игрушек на, под, рядом со стулом и несколько – в коробке. Ученики называют предлоги места. Участники конкурса закрывают глаза, я меняю игрушки местами. Задача учеников вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек.
Для изучения счета мы решаем примеры на английском языке, разучиваем считалочки, поем песенки.
Одной из лучших игр, помогающей усвоить лексику и буквы английского алфавита, является «Поле Чудес».
Грамматические
« Найди чужака»: даны предложения в Present Continuous, а одно – в
Present Simple.
«Мое блюдо» I need… for my ( salad).
Синтаксические
«Снежный ком»
Речевые игры
нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т.е. обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению и письму.
Для запоминания правил чтения мы играем в «Домино». Для этой игры я заранее готовлю карточки, разделенные пополам. На одной половине я пишу слова с сочетанием букв, вызывающих сложности при чтении, а на другой – звуки. Нужно к каждому звукосочетанию найти соответствующий звук.
Также на уроках мы с ребятами играем в «Детектива»: нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.
Обучение монологической речи
При изучении темы « Еда» даю задание приготовить(нарисовать) свою пиццу и представить её классу ( детям выдаётся лист бумаги в форме круга); при изучении темы «Мой дом» - нарисовать и рассказать о своём любимом месте.
« Фоторобот» - опишите одноклассника так, чтобы другие узнали о ком идёт речь.
Обучение аудированию
«Бинго»
Для формирования коммуникативных умений я использую следующие игровые приемы:
1.Интервью. Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Например, каждый учащийся получает карточку с вопросами на определенную тему (темы в карточках не повторяются). Темы могут быть следующие: Хобби, спорт, музыка, книги, путешествия и т.д. Затем учащийся задает этот вопрос всем ученикам класса по очереди, получает ответы и подводит количественные итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает на адресованные ему вопросы. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. каждый из учащихся 13-15 раз формулирует свой вопрос и дает 11-15 ответов на обращенные к нему вопросы.
На следующем уроке можно использовать полученные данные для нового задания: свернутые листочки с фамилиями и именами учеников перемешиваются в коробке, а ученики их вытаскивают, каждый ученик вытягивает листочек с фамилией одноклассника. Далее ученики ходят по классу и собирают информацию (полученную на предыдущем уроке) про доставшегося им одноклассника, используя вопрос What can you tell me about…? Дома ребята составляют рассказы друг про друга, а на уроке зачитывают их.
2. Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.
Например, один большой текст разделяем на несколько фрагментов. Каждый ученик получает один фрагмент (на карточке), изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов текста, сообщая им при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на поставленные вопросы может только тот ученик, который расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения. Вопросы по тексту направленные как на общее содержание, так и на отдельные подробности.
Также на уроках мы с ребятами играем в «Детектива»: нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.
Рассмотрим особенности использования игровых технологий на разных ступенях обучения.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственна восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры. В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно — моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.
В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Учение для подростка является главным видом деятельности. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом («любимом») уроке. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. Для подростков очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией.
Эта связь легко прослеживается в игре «Communication». В этой игре необходимо помочь своему другу. Ваш друг хочет купить следующие изделия: хлеб, конфеты, газеты. Используя автобус и автобусную станцию как отправную точку, нужно объяснить, как он может купить те изделия, которые ему нужны, используя самый короткий маршрут. У вашего друга проблема, потому что его очки сломаны, и он не может прочитать ничего без них. Не забывайте объяснять, где входы в здания. Ребята учатся объяснять и спрашивать дорогу на английском языке.
Технология игры используется и во внеурочной деятельности:
1. во время проведение предметных недель, тематических вечеров
2. при организация переписки с учащимися из США.
Получив письма от американских учащихся, ребятам приходиться выступать в роли переводчиков, а затем самим на английском языке писать ответ. В ходе переписки накопился определённый материал, который можно использовать на уроках.
Использование игровых методов:
1. Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности учащихся
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов различных методик, в создании системы применения игр и игровых приёмов, использование их на разных ступенях обучения и этапах учебного процесса и во внеурочной деятельности с учётом развития мотивации учащихся.
Результативность моей деятельности
-наметилась положительная динамика в качестве знаний.
- стабильно количество учеников, принимающих участие в школьных олимпиадах, ребята изъявили желание принять участие в следующем году в районной олимпиаде по предмету,
- среди занятий по интересам учащиеся выбирают и кружок по английскому языку,
-выпускники школы на том же уровне продолжают обучение в других учебных заведениях.
Выпускники, которые приобретя профессию, смогли стать успешными, я уверена, использовали навыки, умения, приобретённые на моих уроках,
т.к. технология игры развивает практичность, творчество,
учит организовывать свою деятельность.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс
Использование игр на уроках английского языка
Игры на уроках английского языка в начальной школе
Развивающее обучение на уроках истории
Похожие статьи:
Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева
Игра для развития и обучения детей дошкольников. Методические пособия Николая Зайцева
Обучение детей дошкольников математике. Как учить детей математике? Легкая математика
Игровая методика обучения детей дошкольников. Эффективность методики Николая Зайцева
Нескучная физическая зарядка для маленьких детей