Урок русского языка во 2 классе в рамках системно-деятельностного подхода по теме "Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов"
Предмет: Русский язык
Класс: 2
УМК «Школа России»
Цель - ознакомление с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге (сильная позиция) и их возможном несоответствием в безударном слоге (слабая позиция); выяснение необходимости проверки гласных звуков в слабой позиции и особенностей проверочного слова (гласный звук в сильной позиции).
Задачи:
- дать представление учащимся об орфографическом правиле на основе наблюдения за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; знакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова (без отработки и запоминания правила);
- развивать умение выражать собственное мнение, аргументировать, делать выводы;
- воспитывать умение вести диалог с учителем и учеником, учеником и учеником.
Планируемые результаты
предметные:
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- безошибочно списывать текст с доски и из учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
метапредметные:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
личностные:
- развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Средства обучения: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 2 класс 1 часть (ЭФУ); карточки с тестовым заданием для работы в группе.
Оборудование:компьютер с выходом в Интернет (аккаунт на сайте УЧИ.ру), проектор.
Ход урока
I. Мотивация
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Личностные УУД:
Проявлять эмоциональное состояние, в котором отражаются личные и деловые качества.
Коммуникативные УУД:
Договариваться о правилах поведения и общения на уроке, слушать и понимать речь других.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
— Урок русского языка полон тайн и загадок. И сегодня мы отправляемся в путешествие на поиск новых открытий. Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу. Знания, полученные на уроке, помогут вам научиться грамотно писать.
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1)актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.)
Личностные УУД:
Вовлечь учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний. Проводить классификацию, указывая на основание классификации
Регулятивные УУД:
Овладевать умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и понимать речь других. Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- В начале урока давайте вспомним понятие «однокоренные слова», оно пригодится нам сегодня на уроке. Сделаем мы это, выполнив упражнение на сайте Учи.ру.
(Дети читают задание, находят однокоренные слова, называют их, учитель отмечает в компьютере, дети следят на экране)
- Какие слова мы называем однокоренными или родственными? (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению)
- Посмотрите на экран. Давайте прочитаем текст, записанный на нём.
На дереве сидит,
"Кар-кар!" кричит,
Никого не боится
Разбойница - птица.
- Что мы прочитали?
- Что такое загадка? (Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании)
- Давайте попробуем разгадать её. (Ворона)
- Запишите это слово в тетрадь, поставьте знак ударения и выделите «опасное место».
-Как называются слова, у которых «опасное место» нельзя проверить, а надо запомнить? (Словарные слова)
- Зачем нужно изучать словарные слова? (Чтобы писать грамотно).
- Отгадаем ещё несколько загадок и запишем отгадки.
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко… (Сорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
- Какие это слова? (Словарные)
- Как вы можете их проверить? Что нужно сделать? (Обратиться к орфографическому словарю).
- Откройте страничку учебника со словарём и проверьте.
- Удалось ли вам выполнить проверку всех слов? (Нет, в словаре нет слова «сова»)
- Как вы думаете, почему его там нет? (Слово «сова» не словарное).
III. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще)
Личностные УУД:
Проявлять интерес к изучению темы, обосновывать своё мнение
Познавательные УУД:
Самостоятельное формулирование цели, темы, проблемы. Прогнозирование.
Ориентироваться в системе знаний, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать проблему
Регулятивные УУД:
Оценивать значимость сказки.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
- Давайте проверим, как вы написали слово «сова». Поднимите руку, кто вставил букву «о»?
- А кто вставил букву «а»?
- Объясните, как так получилось, что все написали это слово по-разному?
- Значит, у вас возникло разногласие, затруднение?
- А вы хотите узнать, как правильно оно пишется?
- Попробуйте у меня об этом спросить. Задайте мне нужный вопрос.
(Постановка учебной задачи, дети формулируют вопрос: Как правильно написать и проверить слово «сова»?)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Личностные УУД:
Обосновывать своё мнение.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в системе знаний, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать проблему.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Выполнять учебное задание, и планировать свою деятельность на уроке с учетом учебного задания.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.
- Назовите ударную гласную в слове «сова».
- Что вы можете сказать про первую гласную в слове? (Она безударная, т.е находится в слабой позиции)
- А какими буквами можно обозначить звук [а] в безударном положении при письме? (Буквами а или о).
- Можно ли доверять этому звуку? (Нет.)
- А как называется то место в слове, которому нельзя доверять? («Опасное место» или безударная гласная.)
- У нас появилась проблема: мы не знаем, как правильно писать слово «сова». Давайте для начала подберём однокоренные слова или поменяем форму слова
с[а]ва (она)
совы (много)
совушка (ласково)
- Какая у них общая часть? (Сов)
- А как называются слова, которые имеют общую часть и близкие по значению? (Однокоренные)
- Поставьте ударение в словах.
- Назовите слова, где безударный гласный стал ударным.
- Значит, как нам нужно было правильно написать отгадку, слово «сова»? (С гласной о)
- Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне слова можно проверить ударением)
- Попробуйте устно составить предложение с этим словом.
(Сова ловит мышей)
- А что вы знаете про сов?
V. Реализация проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Личностные УУД:
Преодолевать возникшие затруднения.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в системе знаний, сравнивать, анализировать, делать вывод, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Выполнять учебное задание.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
- Откройте учебник стр.105
- Если вы поняли способ проверки слов с безударной гласной в корне слова, то сможете ответить на вопросы в начале страницы.
- Какие гласные в словах нужно проверять? Почему?
- Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов?
- Прочитаем правило.
- Давайте теперь все вместе составим и запомним план, по которому будем проверять «опасные места» в словах, это называется алгоритм:
1. Прочитай слово вслух
2. Поставь ударение
3. Найди опасное место
4. Подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук стал ударным
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Личностные УУД
Оценивать усваиваемое содержание.
Уметь слушать и слышать одноклассников, оценивать их ответы.
Регулятивные УУД
Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи
-Выполним задание, которое нам предлагается в электронной форме учебника.
(Дети читают инструкцию по выполнению задания, читают слова, находят нужные, называют, учитель отмечает на компьютере, автоматическая проверка)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Личностные УУД
Оценивать усваиваемое содержание.
Регулятивные УУД
Выполнять действия по инструкции, содержащейся в учебнике.
Осуществлять самоконтроль.
- Откройте учебник на стр.106. Выполните самостоятельно упражнение 183.
- Проверим, как выполнили задание. Прочитайте пару слов и назовите гласную, которую вставили.
- Как проверить безударную гласную? (Ударением)
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Кто допустил ошибку?
- У кого возникли затруднения?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Личностные УУД
Осуществлять работу в группах, уметь договариваться, слушать собеседника
Познавательные УУД
Работать с информацией, представленной в разных формах
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу
— Предлагаю выполнить задание из электронного приложения учебника.
(Дети получают бумажную версию задания, выполняют его в группах, затем каждая группа называет по одной паре слов, учитель их соединяет на компьютере, автоматическая проверка)
- Работать будем в группах. Каждая группа получит бумажный вариант задания, выполнит его, затем проверим.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Личностные УУД:
Оценивать результат собственной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные УУД:
Уметь оценивать правильность выполнения действия соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
Формулировать свое мнение и позицию.
- Ребята, какой вопрос у вас возник в начале урока? (Как правильно пишется слово «сова»?)
- Смогли вы сразу сделать выбор гласного звука? Почему не смогли?
- Что делали? Как решали задачу?
- Где «опасное место» место в слове «сова»?
- А теперь попробуйте продолжить предложения:
Теперь я знаю……
Было интересно/трудно ….
У меня не получилось/получилось….
Данная форма подведения итогов урока стимулирует каждого ученика высказать личное мнение об уроке и способах работы на нём.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса