Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение по теме "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками""
Описание: данный материал будет полезен учителям начальных классов, работающих во 2 классе. Конспект урока не привязан к учебнику, поэтому подойдёт для любой программы. Урок проходит в игровой форме, построен на фольклорном материале.
Тема урока: Обобщение по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Цель урока: обобщить знания и умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча- ща, чу- щу, -чн, -чк, -нч
Задачи урока: научить применять правило написания слов с данными буквосочетаниями, находить их в словах;
развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к устному народному творчеству
Оборудование: таблица «Правописание сочетаний жи-ши, ча- ща, чу- щу, -чн, -чк, -нч», «Жанры фольклора», раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные: применять правило написания слов с данными буквосочетаниями, находить их в словах, работать с фразеологическим словарём
регулятивные УУД: планировать, контролировать и оценивать свои действия
познавательные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;
коммуникативные УУД : активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
личностные результаты: формирование интереса к устному народному творчеству.
ХОД УРОКА.
1. Орг. Момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
2. Актуализация знаний.
14 декабря на Руси отмечался День Наума Грамотника. Святой Наум - покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности.
Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.
Я вам предлагаю побыть в роли учеников того времени
( обряд)
3. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте буквосочетания и сформулируйте тему урока.
- Какие цели вы поставите перед собой?
- А поможет нам…, вы узнаете, когда расшифруете слово.
- Что такое фольклор?
(Устное народное творчество)
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
(загадки, песни, потешки..)
- Мы сегодня остановимся на некоторых из них.
4. Работа по теме урока
Загадки появились на Руси ещё в глубокой древности. Они воспринимались как игра.
Прочитайте загадку, отгадку запишите в тетрадь и выделите орфограмму.
Учащиеся по очереди читают загадки, записывают в тетради отгадки, выделяют орфограммы.
Над морской волной летает,
Моря шум унять мечтает,
На волну садится-
Что это за птица?
(Чайка)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки.
(Спички)
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся.
(Очки)
Два берёзовых коня
По снежку несут меня.
Кони эти рыжи
А зовут их…
(Лыжи)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота, там, глядишь, красота!
(Карандаши)
Стучат, стучат- не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут как тут.
(Часы)
- Проверьте работу своих товарищей по образцу.
- Оцените свою работу.
(с помощью сигнальных карточек)
- На какие правила выделили орфограммы?
(Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, -чк)
- Молодцы! Вы не лыком шиты.
- А что это за фраза?
(фразеологический оборот, крылатые выражения)
-Что она обозначает? Где мы можем найти такую информацию?
(работа в парах. Учащиеся работают с фразеологическим словарём. Узнают, что в старину на Руси широко использовалось лыко- липовая кора, из которой плелись лапти, обувь крестьян. Лапти являлись признаком бедности. Поэтому « не лыком шит» значит не из простых, знающий и умеющий человек. )
- Вставьте пропущенную букву и запишите в тетрадь.
- Что обозначает крылатое выражение « бить баклуши»?
(В старину на Руси били баклуши, делали заготовки для деревянных ложек. По сравнению с тяжёлым крестьянским трудом, эта работа считалась лёгкой.)
- Вставьте пропущенную букву и запишите в тетрадь.
- Мы тоже с вами не будем бить баклуши, а обратимся к следующему жанру устного народного творчества- потешкам.
- Кто напомнит, что такое потешка?
(Это песенки, игры и забавы взрослого с ребёнком.)
5. Физкультминутка
Ай, та- та, та-та, та-та
Пожалуйте решета
Мучки просеять
Пирожки затеять
А для нашей лапушки-
Затеяли оладушки,
Испечём блинка
Покормим сынка.
6. Продолжение работы по теме урока.
-Кто вам печёт оладушки и блины, кто самый дорогой человек на земле?
- Какие пословицы о маме вы знаете?
(Учащиеся вспоминают пословицы о маме.)
- Прочитайте пословицы. (При солнышке тепло-при матери добро.
Сердце матери лучше солнца греет.)
- Какое задание нужно выполнить?
(Вставить пропущенные буквы.)
- На какое правило эти орфограммы?
(На безударную гласную. (хором)- Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка).
- Оцените свою работу.
- Прочитайте.
Прилетели ласточ.. ки
Принесли подароч..ки.
Всем весну тёплую, красную,
А Машеньке ноч..ку тихую, ясную.
………..баю-бай
……….засыпай
- К какому жанру относится это произведение? Сформулируйте задание
(Учащиеся читают текст, определяют, что это колыбельная песенка.
Формулируют задание- вставить пропущенные буквы, сочинить песню до конца.)
-Какие орфограммы вам встретились?
-Прочитайте песню которая у вас получилась.
7. Рефлексия.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Я буду читать прибаутку, а вы исполнять роли животных.
Говорят, говорят у нас так
Курочки на улочке- кудах-тах-тах,
Свинки у осинки- хрю-хрю-хрю,
Овечки у речки- бе-бе-бе,
Козочки у лозочки- ме-ме-ме,
Коровки у дубровки- му-му- му,
Конюшки у горушки- и-го-го.
(Учащиеся слушают учителя и исполняют роль животных, осуществляют поиск орфограмм (устно)
- Найдите слова с орфограммами по нашему уроку.
- Как вы считаете, вы сегодня хорошо поработали? Оцените свою работу на уроке.
8.Итог.
Как правильно писать буквосочетания? Для чего вам нужно это знать? (Учащиеся произносят правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу, -чн, -чк, -нч)
9. Домашнее задание
- Ребята, с помощью чего вы получаете знания? (Знания можно получить с помощью книги, интернета и т.д.)
1. Написать пословицы о книге или
2. Написать рассказ на тему «Книга- мой лучший друг»
Литература.
Учим русский с увлечением. О.Е. Жиренко, «5 за знания», Москва, 2005 г.
Котенька- коток.. Г.Науменко. «Дом», 1990 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока русского языка для 2 класса. УМК "Школа России"
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса