Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Анализ заданий учебников русского языка 2 класса

В настоящее время существуют различные методические направления «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Перспектива», «Перспективная начальная школа», «Школа XXI век» и др.
Рассмотрим учебники русского языка Т. Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, входящие в учебно-методические комплекты «Школа России» и «Гармония». Проанализируем изучение темы безударная гласная.
Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 2 класс относиться к методическому направлению «Школа России» традиционной программы. Особенностью традиционной программы является построение учебного материала от частного к общему.
Тема в учебнике называется: «Безударная гласная в корне слова». Изучению безударных гласных предшествует изучение темы родственных и однокоренных слов. После объяснения темы, детям предлагается выполнить упражнения. Среди них встречаются как задания по теме, так и задания содержащие знаний разных тем – комбинированные задания. Причем, преобладающее количество заданий – по теме. Они присутствуют на разных уровнях: репродуктивном и продуктивном. Примером таких заданий могут быть:
Упр. 313. Подбери к данным словам проверочные. Напиши.
Лес – лесок, … - л...сток, … - сн...жок, … - п...левой, … - с...новый,
… - д..машний, … - м..рской, … - с..довый.
Упр. 318. Подбери проверочные слова.
На дне, где тихо и т..мно,
Л..жит усатое бр..вно.
• Спиши загадку. Напиши отгадку.
Присутствуют комбинированные. Например:
Упр. 317. прочитай. Сколько предложений в тексте? Спиши текст, поделив его на предложения.
Появились стаи грачей зиму птицы провели на юге они очень спешили на родину в пути их настигла метель слабые птицы погибли долетели самые сильные.
• Проверь, правильно ли ты списал выделенные слова. Подбери к ним проверочные.
Анализируя учебник Рамзаевой, можно сделать следующие выводы:
• При изучении темы присутствуют задания не только на ее изучение, но и на повторение других тем.
• Количество таких заданий значительно преобладает над комбинированными.
• Преобладают задания репродуктивного характера с подсказкой.
Учебник С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» 2 класс относится к методическому направлению «Гармония» развивающего обучение.
Тема в учебнике называется: «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
Изучение темы ведется от общего к частному. Изучению темы предшествует формирование орфографической зоркости, как базового орфографического умения, изучение родственных слов. Особенностью программы является письмо с пропуском орфограмм («с окошками» или «с дырками»). Существует два вида такого письма: 1) пропуски ставятся везде, где есть орфограммы, т.е. на основе объективных критериев; 2) пропуски ставятся только там, где ученик сомневается в букве, т.е. на основе субъективной оценки.
Изучение начинается с введением определений проверочного и проверяемого слов, опасных и безопасных мест в корне, способом письменного объяснения и алгоритмом подбора проверочного слова. Решение орфографической задачи после определения разновидности орфограмм предполагает применение орфографического правила. Хороша та формулировка, которая содержит чёткий алгоритм выполнения действий.
Для первичного закрепления правил и дальнейшего формирования орфографических умений используются: письмо с подробным комментарием всего хода решения; письмо с кратким комментарием (называются нужные буквы и объясняется решение); самостоятельная вставка пропущенных букв с последующим объяснением. Выбор орфографических упражнений зависит, прежде всего, от того, на формирование каких умений они должны быть направлены.
Безударная гласная вводится параллельно с парной согласной, как орфографическая задача в корне слова. В учебнике присутствуют как комбинированные, так и задания только по изучаемой теме.
Примеры таких заданий:
Упр. 361. Из какой сказки А. Пушкина. Строки?
Ветер по м.рю гуляет
И корабли. подгоняет;
Он бежит себе в в.лнах
На раздутых п.русах…
Глядь – поверх текучих во.
Лебе.ь белая плывёт.
• Выпиши в столбик выделенные слова вместе с предлогами, «окошки» сохраняй.
• Рядом запиши проверочные слова и реши орфографические задачи известными тебе способами. Объясняй выбор букв.
Упр. 365. Узнай буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова; пиши их перед теми, которые проверяешь; объясняй выбор букв (корни можно не выделять).
… - ло.ка
… - ули.ка
… - гря.ка
… - д.ма
… - в.лна
… - г.ра

Примеры комбинированных заданий:
Упр. 393. Скажи, что называют выделенные слова, и объясни их значения.
Ск.листый бере. – это … .
М.рская прогулка – это … .
• Закончи предложения и запиши их, решая орфографические задачи и доказывая выбор букв.
• Какой способ помог тебе выбрать буквы гласных в названиях признаков предметов.
Анализируя учебник Соловейчик, можно сделать следующие выводы:
• В учебники присутствуют и задания по темам и комбинированные задания.
• Комбинированные задания присутствуют в меньшей степени
• Задания присутствуют на разных уровнях.
• Присутствуют задания с подсказкой и без.
• Комбинированные задания даются в конце изучения темы.
Проанализировав учебники двух методических направлений «Школа России» и «Гармония», можно сделать выводы:
• В учебниках присутствуют разные задания, в том числе и комбинированные
• Большинство заданий ограничиваются репродуктивным уровнем.
• Количество задания по одной теме преобладает над количеством комбинированных.
• Задания не всегда располагаются в соответствии с уровнями сложности их выполнения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Успешность в обучении младших школьников Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Дидактический материал по русскому языку 2 класс
Опубликовано: 3631 день назад (11 мая 2014)
Просмотров: 17403
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!