Проект по патриотического воспитание в детском саду. Подготовительная группа
Проект "Я - патриот"
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, –
спроси, что ты можешь сделать для своей родины.
Джон Кеннеди
Введение
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей.
Родина, отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история….
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Актуальность
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания »/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Новизна проекта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания патриотических чувств в ДОУ средствами музыки. Сам же инновационный подход в реализации проекта состоит в понимании патриотического воспитания как основы для реализации личностно-ориентированного обучения, в выявлении возможностей искусства в патриотическом воспитании, в применении ценностного содержания музыкальных произведений в качестве фактора воздействия на личность ребенка. Воспитательное воздействие воплощается через активную творческую деятельность дошкольников и основано на традициях русской культуры.
Преимущества патриотизма
- Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
- Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
- Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
- Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
- Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
- Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.
Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
- Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.
Проблемные вопросы:
1. Для чего нашим детям необходимо знать о тех страшных временах?
2. Как вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу?
3. В каком ключе мы будем говорить детям о войне?
4. Каким образом можно привлечь старшее поколение к сотрудничеству?
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, тематических, музыкальных, физкультурных, на занятиях по изо. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Продолжительность – 1 год
Участники проекта – воспитатели, дети старшей, подготовительной групп, родители.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
(сентябрь 2017 г.)
Подготовка необходимых печатных материалов: (справочная литература, поиск информации в сети Интернет, составление анкет и дидактического материала)
Определение расписания времени прохождения этапов для завершения работы над проектом
Обсуждение необходимого оборудования
Определение формы отслеживания результатов работы и способов проверки
Основной этап: (октябрь 2017 г. – июнь 2018 г.)
Ознакомление воспитателей и дошкольников с критериями оценки промежуточной и итоговой работы
Проведение анализа собранного материала и инструктирования воспитателей по дальнейшим действиям дошкольников
Ознакомление педагогов с формой представления полученных результатов
Оценивание проделанной работы
Заключительный этап: (июль-август 2018 г.)
Вручение грамот и благодарственных писем всем, кто помогал в проведении проекта
Размещение информации о проекте и его результатах на информационном стенде
Представление презентации проекта
Награждение наиболее отличившихся детей , воспитателей и родителей.
Формы работы
Целевые прогулки, экскурсии
Театрализованная деятельность
Подготовка и проведение патриотических праздников
Образовательная деятельность
Тематические занятия на патриотическую тему
Выставки
Создание проектов
Оформление развивающей среды
Работа с родителями
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, и т.д.
Ознакомление детей с родным городом ведем на занятиях и в повседневной жизни, используя целевые экскурсии по улицам района, рассматривание фотографий, презентаций. Совместная деятельность с родителями является основой для формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Мы предложили родителям провести для своего ребенка экскурсию, показать главную улицу, рассказать о достопримечательностях нашего района. Дали детям вместе с родителями задание: подготовить рассказ о своей улице: как она называется? В честь кого она названа? Какие дома, здания есть на улице?
Ожидаемый результат
- Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.
- Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
- Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
- Бережное отношение к природе родных мест.
- Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
- Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
- Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
- Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
- Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
- Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
- Новые понятия:, гимн, мемориал, эшелон, ветеран, перрон, в тылу, плакат, немецко – фашистские захватчики, добровольцы, партизаны, оккупация, фронт, тыл, живописец, книжный график, плакатист.
- Знать исторические события времен Великой Отечественной войны, наполненные героическими свершениями и поступками через песни, инструментальную музыку, сюжетные игры и выступления взрослых;
- Освоить достаточно большое количество исполняемых песен различного содержания и характера – патриотические, лирические песни войны, песни – памятники.
- Понимать такие понятия, как долг, честь, уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину.
- Расширить музыкальный кругозор детей;
- Ознакомить с лучшими образцами песен военных лет;
- Проводить анализ музыкальных произведений;
- Показать взаимосвязь музыкального, изобразительного и литературного жанров
Заключение
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна.
Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Используемая литература:
1. Журналы: «Музыкальный руководитель», «Старший воспитатель» 2010г.
2. Серия: «Библиотека воспитателя» Праздники в детском саду: «Великой Победе Посвящается».
3. Праздники в детском саду «Мамин день», «День защитника Отечества»