Конспект логопедического занятия с презентацией для учащихся 2 класса. Слова, обозначающие действия предметов
Слова, обозначающие действия предметов
Описание. Занятие предназначено для учащихся 2 класса с системным нарушением речи. Может быть полезно учителям коррекционной школы, логопедам, студентам дефектологических факультетов. Цель.
Учить различать слова, обозначающие действия предметов. Задачи.
- Учить группировать действия по признаку однородности, согласовывать слова действия со словами предметами.
- Развивать умение употреблять синонимы в речи.
- Корригировать связную речь.
- Воспитывать интерес к занятиям. Оборудование: мяч, карточки, презентация. Ход занятия. 1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места.
Будьте внимательны и наблюдательны.
Пишите. Слушайте. Читайте,
Все важное запоминайте. 2. Речевая разминка. Повторить скороговорку.
Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек. Повторяем с разной интонацией и силой голоса. 3. Работа по теме занятия. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.
Какие звуки в скороговорке встречаются чаще всего?
(Чаще всего встречаются звуки Ш, Ж)
Что можно сказать об этих звуках?
(Звуки согласные, всегда твёрдые, парные. Ж –звонкий ,Ш- глухой)
О ком говорится в скороговорке?
(Говориться о ёжике. Это слово предмет)
Что сделал ёжик?
(Ёжик сшил сапожки)
Слово действие – сшил.
Тема нашего занятия: «Слова – действия».
У каждого из вас на листах находится цепочка, состоящая из круглых бусин. Вы будете раскрашивать бусину желтым цветом, если услышите слово, обозначающий одушевлённый предмет, и коричневым – неодушевлённый предмет.
Слова для диктовки: змея, стол, утка, корова, паровоз, комар. Проверка работы. Игра с мячом. Согласование слов предметов со словами-действиями.
Ребенок получает мяч и называет действие, совершаемое этим предметом.
Змея, стол, утка, корова, паровоз, комар.
(Стол стоит, змея ползет, утка плавает…) Дыхательная гимнастика «Ворона»
Дети стоят прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох, разводим руки широко в сторону, как крылья, медленно опускают руки и произносят на выдохе: «Карр»
Как кричит ворона?
(Ворона кричит: «Карр» Ворона каркает)
Животные издают разные звуки, кричат по-разному.
Давайте вспомним кто как кричит. Игра "Кто как кричит"
На экране появляются картинки с изображением животных. Слайды 2-8.
Педагог обращаясь к ученику просит ответить на вопрос, как подает голос то или иное животное.
Собака – (лает), лошадь –( ржёт), медведь – (рычит), корова – (мычит), воробей – (чирикает), кошка – (мяукает), утка – (крякает).
Что обозначают эти слова?
Действия, которые совершают одушевлённые предметы. Физкультминутка. Развитие общей моторики.
Вот он наш пе-ту-шок! (шаги на месте)
Ах и красен гребешок! (показываем воображаемый гребень)
Масляна его бородка! (показываем воображаемую бородку)
Горделивая походка
Лапки кверху поднимает,
Курочек оберегает,
Важно головой кивает.(имитация движений) Беседа .Развитие диалогической речи. Развитие умения отвечать кратко и полно на вопросы.
Какие действия совершает петушок? Дать полный ответ, краткий ответ.
(Петушок кивает головой, поднимает кверху лапы.
Головой кивает, лапы поднимает)
Как может передвигаться петушок? Дать полный ответ, краткий ответ.
(Петушок умеет бегать, летать, ходить.
Бегать, ходить, летать.) Игра с мячом"Кто как передвигается"
Животные передвигаются по-разному. Назовите эти действия.
Ребенку кидается мяч и называется животное, а он называет способ передвижения.
Змея ( ползет), ворона (летает), заяц (прыгает), лягушка (скачет), кот (бегает, ходит). Пальчиковая гимнастика «Пять телят»
Пальцы сжаты в кулак.
Этот теленок пьет молоко, (Разгибаем синхронно большой палец обеих рук)
Этот теленок ушел далеко. (Разгибаем синхронно указательный палец обеих рук)
Этот теленок травку жует. (Разгибаем синхронно средний палец обеих рук)
Этот теленок копытцами бьет. (Разгибаем синхронно безымянный палец обеих рук)
Этот теленок мычит: -Почему (Разгибаем синхронно мизинец обеих рук)
Все разошлись? Скучно мне одному!(Собираем пальцы вместе в щепотку) Беседа.
Сколько было телят?
(Было пять телят)
Вспомним, какие действия совершали телята.
Что делал первый теленок?
(Первый теленок пил.)
Что делал второй теленок?
(Второй теленок ушел.)
Что делал третий теленок?
(Третий теленок жевал.)
Что делал четвертый теленок?
(Четвертый теленок бил.)
Что делал пятый теленок?
(Пятый теленок мычал.) Работа в тетради. Слайды 9-13.
Назвать профессию, подобрать слова действия к словам предметам. Запись в тетрадь предложений. Списывание с печатного текста. Слова предметы подчеркиваем одной чертой, слова действия двумя чертами.
Пекарь (Что делает?) печет.
Врач (Что делает?) лечит. Работа с синонимами.
Как по-другому можно назвать человека этой профессии? (Доктор)
Что делает доктор на картинке?
Доктор слушает.
Певец(Что делает?) поёт.
Продавец(Что делает?) продает.
Маляр(Что делает?) красит.
Портниха(Что делает?) шьет. Гимнастика для глаз. Слайд 14
Звездное небо. Работа по карточкам.
Лиса ловит мышонка. Мышонок от лисы ... . (убегает, прыгает, бежит)
Собака лает на кота. Кот от собаки ... . (бежит, удирает, мяукает) Проверка работы по карточкам. Работа с синонимами. Слайд 15.
Убегает, удирает.
Удирает – бежит очень быстро, испуганно. 4. Итог. Доскажи словечко.
Слова, называющие одушевленные предметы отвечают на вопрос …(Кто?)
Слова, называющие неодушевленные предметы отвечают на вопрос …(Что?)
Предметы совершают действия.
Слова действия отвечают на вопросы: … (Что делает?, Что сделает?)
Молодцы!Все хорошо поработали. Занятие окончено.