Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада. Адаптация детей к школе

"Адаптация без проблем" - Консультация для родителей
Автор: Давидюк О.Н.
Место работы: Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Сказка» п. Лиственничный

Описание. Данное мероприятие направлено на выявление возможных проблем адаптации детей к школе. Родителям предстоит «окунуться» в воспоминания – вспомнить чувства и эмоции, пережитые за время посещения ребенком детского сада; сдать «экзамен» об особенностях воспитания и обучения детей в детском саду и в школе и совместными усилиями найти пути предупреждения и преодоления возможных трудностей в период адаптации к школе.
Цель: Познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе адаптации детей к школе.
Задачи:
•Формирование представления о возможных причинах возникновения трудностей в период адаптации к школе;
•Определение наиболее эффективных путей для предупреждения и преодоления возможных трудностей адаптации.
Добрый вечер, Уважаемые родители!
Очень рада видеть Вас на нашем собрании, рада, что Вы нашли время прийти к нам, чтобы обсудить ряд важных вопросов.
Наш разговор я предлагаю начать с воспоминаний. (На экран проецируется слайд «Воспоминания» сменяющиеся фото детей, начиная с младшей группы)
У меня в руках корзинка, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. С того момента, как Ваши дети впервые переступили порог нашего, а сейчас и Вашего детского сада, в Ваших сердцах прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Сейчас мы будем передавать эту корзинку, и я прошу каждого из Вас назвать те чувства, эмоции и впечатления, что Вы испытали за время посещения ребенком детского сада. (Родители называют чувства, педагог фиксирует на ватмане).
Посмотрите, какие разные чувства и эмоции (перечисляются чувства и эмоции, озвученные родителями).
Совсем скоро Ваши, а теперь уже и наши дети покинут стены детского сада. И всего через пару-тройку месяцев станут первоклашками. Какими же они будут первоклассниками наши выпускники? Каких учеников встретит школа? Давайте, узнаем. (Упражнение «Знакомство»). Уважаемые родители, на столах лежат листы бумаги. Возьмите каждый по листочку и напишите имя своего ребенка, но не слева направо, а сверху вниз.
А сейчас напротив каждой буквы напишите черту характера, качество, характеризующее Вашего ребенка (активный, умный, ответственный, артистичный, сильный, волевой, настойчивый…). (На экран проецируется слайд с образцом выполнения упражнения) Готовы. Называйте имя и расскажите о Вашем ребенке. Вот такими мы знаем наших выпускников. Вот таких первоклассников встретит школа.
Первый раз в первый класс! Сколько восторга светится в глазах дошколят, когда они впервые переступают порог школы. А с каким нетерпением каждый ребенок ждет того момента, когда он сядет за парту и начнет учиться!
Но проходит неделя-другая, и от былой восторженности не остается и следа. Выясняется, что все не так радужно, как представлялось. Ребенок сталкивается с первыми трудностями и эмоциональная приподнятость исчезает. Ребенок начинает вдруг жаловаться на головную боль, усталость. Многие начинают капризничать, не слушаться маму и папу, протестовать, даже если раньше этого не наблюдалось. У кого-то нарушается аппетит и сон. Кто-то и вовсе отказывается идти в школу. Что же произошло? (возможные ответы родителей). Что-то похожее мы уже проходили. Вспомните тот момент, когда ребенок впервые пришел в детский сад (частые болезни, плохой аппетит, нарушен сон, капризы и упрямство). Все можно назвать одним знакомым словом адаптация, что значит приспособление.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, чем будет отличаться жизнь первоклассника от жизни дошкольника. Проведем небольшой экзамен и попробуем ответить на следующие вопросы (На экран проецируется слайд с вопросами).
•Какой основной ведущий вид деятельности в детском саду? В школе?
•Какой режим в детском саду? В школе?
•Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
•Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
•Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду?
•Длительность урока в школе?
•Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
(Родители отвечают на вопросы, педагог фиксирует ответы на доске).
Итак, подведем итог: (На экран проецируется слайд «Правильные ответы») В дошкольный период приоритетным видом деятельности ребенка является игра, соблюдается щадящий режим дня, ограничен круг общения. Придя в школу, ребенок обретает новый статус и попадает совсем в другие условия, где:
•преобладает учебная познавательная деятельность;
•напряженный режим дня;
•высокие нагрузки;
•ограничение двигательной активности
•четкая система требований;
•новый коллектив;
•необходимость в самостоятельности; появление новых обязанностей
•наступает ответственность за свои действия.
•меняется система оценивания ребенка. Если в детском саду детей хвалят уже за то, что они “старались”, то в школе оценивается не процесс, а результат.
Что ожидает родителей? С какими же трудностями придется столкнутся Вам в первые месяцы обучения детей. (На экран проецируется слайд с примерными вариантами трудностей).
У Вас на столах лежат листочки, запишите на них предполагаемые трудности и проблемы, которые, по Вашему мнению, могут возникнуть.
(Затруднения в учебе, вспышки раздражения, гнева, чрезмерное возбуждение, агрессивность, заторможенность, пассивность, депрессия и чувство страха, тревоги, нежелание идти в школу, неуспешность обучения, отказ от деятельности (не буду делать, у меня не получится, я не умею), нарушениями школьной дисциплины (на уроках, на переменах), непослушание, ссоры и конфликтами с одноклассниками и учителями, учащение соматических заболеваний, нарушение сна, аппетита).
Почему все это происходит? (На экран проецируется слайд «Эксперимент»)
Предлагаю Вам провести эксперимент, (упражнение «Другая рука»). Возьмите ручку (карандаш), но только в ту руку, которая не является у Вас ведущей (рабочей). Другими словами правши – в левую, а левши – правую. И напишите предложение «Я люблю своего(ю) сына (дочку)». Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями: легко ли было писать, нравится Вам получившийся результат. Как Вы думаете, почему было трудно? (ответы родителей). Значит можно сделать вывод: «Трудно научиться чему-то новому, когда умение не сформировано».
Переживание, волнение и желание родителей помочь первокласснику справиться с навалившимися на него проблемами приводят к совершению ошибок и усугублению ситуации (На экран проецируется слайд с перечислением «ошибок», допускаемых в период адаптации ребенка к школе). Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки родителей и возможные варианты их исправления и предупреждения
•Сравнение ребенка с его одноклассниками, постоянные упреки в том, что «он учится хуже Анечки», «он не такой молодец, как Петенька», «ведет себя не так хорошо, как Вовочка» приведет к тому, что ребенок может окончательно потерять веру в себя. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха; Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.
•Стремление поскорее раскрыть максимальное количество талантов у своего отпрыска, запись его в разнообразные кружки и творческие коллективы приводят к тому, что нагрузка на ребенка увеличивается в разы и накапливающаяся хроническая усталость не заставит себя ждать. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. В соответствии с особенностями ребенка нужно планировать домашний учебный труд.
•Стремясь поскорее добиться от первоклашки успехов в учебе родители, начинают заставлять ребенка дополнительно заниматься и дома. (Следует отметить, что это совсем не тот случай, когда количество со временем перейдет в качество. Дети шестилетнего возраста не обладают достаточной усидчивостью и старательностью. Они просто не способны справляться с большими объемами заданий.) В результате у ребенка может сформироваться устойчивое нежелание учиться. Должны терпеливо ждать успехов
•Стараясь подчеркнуть важность новой социальной роли ребенка в качестве ученика, родители и в повседневной жизни начинают относиться к нему, как к взрослому. Что проявляется в предъявлении к ребенку завышенных требований, с которыми он еще не в состоянии справиться. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой.
•Желая, чтобы ребенок побыстрее влился в коллектив и у него установились нормальные отношения с одноклассниками, родители решают вмешаться в этот процесс. Некоторые позволяют себе устраивать «разборки» с другими детьми или запрещают своему ребенку общаться с кем-то из класса. Тем самым они только провоцируют создание конфликтной ситуации и формируют у одноклассников негативное отношение к ребенку. Следует быть объективными в оценке сложившейся ситуации. При наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Как помочь ребенку, без ущерба для здоровья, научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности ? Нужно просто понять чувства ребенка, а для этого необходимо встать на его место.
Предлагаю Вам разыграть ситуации и определить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок в каждом случае. (Упражнение «Пойми чувства ребенка» родители объединяются по 2-3 человека)
1. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.
- Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.
- Какая разница в чем рисовать! - говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец.
2. Родители к поступлению дочери в школу купили школьные принадлежности, собрали все вещи в рюкзак. Дочь - матери:
- Мама, почему мне нельзя доставать вещи из ранца и походить с ним по комнате, зачем же вы мне его купили?
- Для обучения в школе, а не для того, чтобы ходить с ним по комнате!
3. Сын выполняет задачи в прописях.
Папа:
- Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.
Мать:
- Ужас! Где же он старался, одни «каракули».
4. Папа спрашивает у сына:
- Что это у тебя с тетрадями, почему они такие грязные?
- Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель и из него все посыпалось.
- Меньше бы ворон ловил, ничего бы не просыпалось, недотепа!
5. Первоклассник - маме:
- Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и показал учителю тетрадь!
- Я тоже очень рада за тебя, молодец, сынок!
6. Дочь собирает портфель.
- Мама, пожалуйста, можно я возьму куклу Машу с собой, я обещаю, что буду играть ею только на перемене!
- В школе надо учиться, а не в куклы играть.
Как Вы думаете, какие ситуации будут способствовать успешной адаптации ребенка к школе?.
Образно процесс адаптации первоклашек к школе можно представить виде вот такого дерева, где корни, ствол и ветви – это новая школьная жизнь с ее правилами, а листья – это возникшие проблемы, а маленькие жучки короеды - это причины, мешающие адаптации. Но если мы обработаем наше дерево волшебным раствором, наполненным любовью, пониманием, вниманием, терпением, поддержкой, заботой…, то постепенно все проблемы отпадут сами собой. И дерево школьной жизни будет расти, развиваться и приносить плоды.
В завершении нашей встречи предлагаю Вам вытянуть по билетику и познакомиться с советами, которые дают дети для успешной адаптации к школе. А я хочу подарить Вам буклеты «Адаптация без проблем», чтобы в период адаптации в школе у всех и у детей и у родителей было как можно меньше проблем.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе Родительское собрание в подготовительной группе Родительское собрание-практикум в подготовительной группе Итоговое родительское собрание в подготовительной группе. Конспект

Похожие статьи:

Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год

Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре

Родительское собрание в подготовительной группе: Готовность ребенка к школе

Родительское собрание КВН в подготовительной группе

Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка

Аппликация из бумажных салфеток «Цыплёнок» для детей. Пошаговый мастер-класс | Логопедическое занятие на тему "Осень" в детском саду в средней группе. Конспект
Опубликовано: 2370 дней назад (28 мая 2018)
Просмотров: 2895
Рубрика: консультации
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!