Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Анимационная терапия для детей

Анимационная терапия как средство реабилитации и социализации детей, имеющих отклонения в развитии
Как известно, все дети любят смотреть мультфильмы. А дети с ОВЗ могут еще их создавать. В сентябре 2014 г. на базе Реабилитационного центра «Виктория» г.о. Тольятти начала свою работу анимационная студия «Мультифрукт», а в системе реабилитации детей-инвалидов центра «Виктория» стал использоваться метод анимационной арт-терапии. Это метод реабилитации, при котором коррекция состояния ребенка происходит мягко, естественно и гармонично.
В студии занимается пока 15 детей с различными отклонениям в психо-речевом развитии и с ограниченными двигательными возможностями. Дети чувствуют себя свободно и уверенно, так как перед ними не ставится задача сделать «красиво» или «правильно», они могут посредством мультипликации смело выразить себя и свои чувства.
Цель анимационной арт-терапии - стимуляция максимальной реализации компенсаторного потенциала мозга каждого ребенка-инвалида, независимо от тяжести его заболевания средствами обучения анимации.
Задачи, которые решаются в процессе занятий, носят комплексный характер и направленны на решение проблем психомоторного, когнитивного и речевого развития детей:
1. Развитие познавательной, двигательной и речевой активности детей в процессе работы с художественными образами:активизация речевых возможностей ребенка в процессе озвучивания мультфильма;обогащение эмоциональной сферы и снятие психоэмоционального напряжения.
2. Обучение использованию различных изобразительных средств, формирование практических умений, развитие способностей к восприятию формы и содержания в художественных композициях.
3. Развитие общей и мелкой моторики, элементарных графомоторныхнавыков; развитие слухо-зрительно-моторной координации,формирование пространственной ориентировки.
4. Социализация детей через работу в команде, привлечение их к участию в различных творческих конкурсах.
В реабилитационном процессе средствами анимации здоровье воспитанника рассматривается не как «свобода от болезни», а способность с ней справляться самому. Ребенок выступает не как больной человек, а как личность, стремящаяся к расширению диапазона своих возможностей. Внутреннее «личностное» ребенка-инвалида часто проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, что-то лепит, то есть, творит. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей-инвалидов могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Основа анимационной терапии — это создание такой терапевтической среды, где ребенку будет предоставлен полный простор для фантазии и самовыражения, не скованный ни чьим контролем, для того, чтобы раскрылся его творческий потенциал. Любой ребенок сможет проявить себя на одном или нескольких этапах создания мультфильма, будь то написание сценария, изготовление персонажей и фона, съемка или озвучивание мультфильма. На занятиях дети чувствуют себя свободными, так как не стоит задача сделать «красиво» или «правильно», могут посредством мультипликации смело выразить себя и свои чувства.
В анимационной терапии сам автор одновременно может являться творцом художественного продукта и самим художественным продуктом. Ценным в этой технологии является феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как «чудо!» и вызывает неподдельный восторг у детей, делающих первые шаги в анимации.Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону. Анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Опыт создания собственного мультфильма – это игра, позволяющая ребенку думать и говорить образами, понимать себя и окружающий мир, это диалог между внутренним миром ребенка и внешней действительностью. Анимация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, так как сочетает в себе теоретические и практические виды деятельности, а их результатом является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В течение всего реабилитационного периода с детьми проводятся занятия, в рамках которых дети знакомятся с шедеврами российской и мировой мультипликации, с творчеством выдающихся мультипликаторов, основными техниками создания мультфильма, а также сами создают мультфильмы.
При отборе содержания занятий в студии использовался структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Содержание программы занятий арт-студии «Мультифрукт» включает в себя несколько модулей:
Модуль 1. Организация работы студии: техника безопасности, правила и порядок поведения в мультстудии, этика творческого общения.
Модуль 2. Теория мультипликации включает в себя: знакомство детей с понятием «мультипликация», историей мультипликации: первыми звуковыми и первыми цветными мультфильмами, с искусством сценария знакомство с понятием «титры», «Раскадровка», «Тайминг», «Композиция кадра» и др.
Содержание занятий предполагает не только знакомство с отечественной мультипликацией, но и с народными сказками (русскими, белорусскими), народной музыкой, народными праздниками и традициями.
Модуль 3. Технология создания мультфильма: знакомство с разными направлениями мультипликации и основными техниками создания мультфильмов, отработка их на практике (песочная анимация, бумажная перекладка, пластилиновая объемная анимация и пластилиновая перекладка, кукольная и рисованная анимация). Изучение основных принципов создания истории (сценария) для мультфильма, съемки мультфильма (правила съемки, понятие крупности кадра, направления движения). Презентация творческого продукта, рефлексия.
Модуль 4. Коллективное создание анимационногомультфильмаот разработки идеи до визуального воплощения: написание сценария, распределение ролей и функций, изготовление персонажей, рисование фона, съёмка мультфильма,запись голоса,поиск музыки и шумов, монтаж мультфильма, презентация фильма, рефлексия, вручение поощрительных призов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 9 месяцев, продолжительностью 60 мин. Между занятиями в процессе творческой деятельности проводятся динамические паузы, физкультминутки. Целесообразно проведение занятий в группах 7-8 человек, что делает возможным учет психофизических особенностей воспитанников, обеспечение индивидуального подхода к каждому.
Цикл занятий строится от постановки творческой задачи до достижения творческого результата и делится на этапы создания фильма(приложение1)Таким результатом может быть, как полностью готовый для просмотра полноценный мультфильм, так и отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки:
- литературная основа (мини-стихотворение, сказка, драматургический этюд);
- создание образов отдельных персонажей,
- создание фона или пространства, в котором действуют персонажи, подготовка звукового оформления будущего
фильма (исполнение песни или подбор уже записанного музыкального сопровождения, озвучивание речи
персонажей и т.п)
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техникамианимации:
- рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения персонажей;
- предметная (или кукольная)анимация, суть которой - в оживлении объемных предметов;
- пластилиновая и песочная анимация;
- рисунок на сыпучей поверхности: используются песок, крупа, подкрашенное зерно, сахарный песок, кофе, и т.д. Это делает возможным некоторое оживление тактильных ощущений ребенка;
- техники прикладного творчества;
- техника стоп-моушен, которая позволяет сделать «героями» мультфильма все что угодно: предметы из школьного портфеля, камни, листья и шишки, найденные на улице, любимые игрушки, принесенные из дома и даже самих юных аниматоров – т.е. фигуры людей. В процессе обучения анимационным техникам проводятся специальные занятия, на которых внимание детей привлекается к движениям собственного тела (мимическим, жестовым и др.). На занятиях используются различные методические приемы: осязательного восприятия объектов,обучения предметно-практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, формирования представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию творческих способностей детей.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Особое внимание уделяется совместному просмотру и обсуждению фильма в соответствии с психолого-педагогическими и гигиеническими требованиями к просмотру. Мультфильмы для просмотра выбираются с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей детей. Формирование навыков восприятия киноискусства предполагает также и выполнение разнообразных упражнений, творческих заданий, помогающих освоить язык экрана. Педагог перед просмотром дает детям конкретное задание, связанное с темой занятия. Например, обсуждение просмотренного мультфильма может идти по таким вопросам:
1. Сюжет (история): какая в мультфильме идея? Все ли тебе было понятно в мультфильме? Что в истории было для тебя самым интересным? «Зацепила» ли история тебя лично? С самого ли начала? Фильм получился слишком длинный, слишком короткий? Или – в самый раз? Можно ли из мультфильма вырезать что-то лишнее? Какие были в мультфильме смешные моменты, грустные, трогательные, страшные? Какими средствами это удалось автору выразить?
2. Герои: что в облике героев тебе запомнилось больше всего. Есть ли у героев в облике что-то очень особенное: «свои» движения, походка, мимика, голос? Какой у героя характер? Насколько этот характер сложен? Или сложность здесь вовсе не нужна? Использованы ли в мультфильме необычные превращения героев? Или, может быть, именно в этом мультфильме превращать или создавать необыкновенного, фантастического героя вовсе необязательно? Вызывает ли герой сочувствие, сопереживание? Или вспоминается ли вам что-то из вашей жизни, похожее на то, что было в мультфильме? Как бы ты определил, что несут в мир герои этого мультфильма.
3. Монтаж (история в движении): какие сцены тебе запомнились? Достаточно ли разнообразны монтажные планы в мультфильме? Выразительны ли крупные планы, передают ли они настроение и характер героя. Много ли в мультфильме движения? Какие удачные примеры движения ты запомнил? Каков темп мультфильма – быстрый или медленный? Соответствует ли это общей задаче автора и общей атмосфере фильма? Есть ли в мультфильме разговоры героев. Как они сняты?
4. Изображение: какая техника использована в мультфильме? Какие возможности этой техники использованы? Какие картинки кадров остались в твоей памяти. Хорошо ли картинка читалась? Успел ли ты все на ней разглядеть? Соответствует ли выбранное автором цветовое решение задаче фильма?
5.Звук:что тебе понравилось в звуковом оформлении мультфильма? Что ты можешь сказать о каждом из звуковых планов? Всегда ли хорошо слышен (и хорошо понятен) голос? Какую роль в мультфильме играет музыка? Были ли в мультфильме интересные и необычные шумы?
Анализ и самоанализ созданного детьми на занятиях мультфильма проходит по аналогичным вопросам.Описанные приёмы и технологии позволяют достичь поставленные цели проекта.
Необходимо выделить особенности применения метода анимационной терапии в условиях реабилитационного центра для детей-инвалидов. Так, каждое занятие по анимационной терапии проводят одновременно не менее 2–х специалистов (педагог ДОУ, воспитатель группы + желательно психолог). Один (педагог ДОУ) работает с детьми непосредственно над созданием анимационного ролика (изготовление декораций, лепка фигур, фотографирование и т.д.), а второй (воспитатель группы+ желательно психолог), имеет возможность в процессе занятия уделить внимание каждому, откликнуться, на вызванные в процессе творчества, эмоции ребенка, поддержать в нужный момент.
Процесс создания мультфильма не требует особого индивидуального подхода к каждому, в нашем случае – это коллективный вид деятельности. На занятиях по анимационной терапии от ребенка не нужно требовать «правильные» или «красивые» рисунки. Но при этом систематически, ненавязчиво необходимо закладывать общие понятия (образ, форма, цвет и т.д.), что для детей с отклонениями в развитии весьма важно.
Все занятия должны соответствовать уровню возрастных, интеллектуальных и двигательных возможностей детей и проводятся только в игровой форме, так как игровая деятельность в работе с детьми такой категории является приоритетной.
При организации занятий акцент делается на частой смене деятельности и использовании здоровьесберегающих технологий. Так, ручной труд (лепка, изготовление персонажей) сменяется играми на импровизацию диалогов, разыгрывание различных сценок. Такое чередование исключает быструю утомляемость, снимает психологическое напряжение.
В ходе проекта воспитанниками было создано 12 мультфильмов, но результатом работы является не количество и даже не качество продукции детского творчества, а значительные позитивные изменения в личности воспитанников, в психофизиологическом состоянии их здоровья.
Результаты апробации методики показали: ускорение реабилитационных процессов, оптимальное улучшение психофизиологического состояния здоровья воспитанников, повышение уровня мышления и развития мелкой моторики, информационно-коммуникативных навыков, расширение социального и эмоционального опыта каждого ребенка.У всех детей наблюдалось наличие положительной динамики в развитии по следующим показателям:
• стабилизация эмоционально-волевой сферы;
• повышение уровня речевой активности;
• укрепления функций внимания, памяти;
• улучшение работы мелкой моторики рук;
• освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
• повышение самооценки;
• повышение уровня осведомленности и, как следствие, самооценки.
Анимация, как синтез различных видов деятельности, включает в себя больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии. В анимационной реабилитационной арт-студии «Мультифрукт» воспитанники работают с такими видами искусства, как живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, музыка, литература, театр, изучают компьютерные графические программы, и stop-motion (анимирование предметов). Синтез различных искусств, вызывая любопытство, позволяет воспитанникам получать новые жизненные ориентиры, настраиваться на здоровье и радость.
Создавая мультфильм, ребенок вместе с другими воспитанниками проходит весь путь от рождения идеи до титров, где он видит свое имя – имя творца. Это ценнейший опыт для ребенка-инвалида – почувствовать себя сопричастным к творчеству, в которое он вложил свой труд, эмоции.
Коллективное творчество выполняет социализирующую функцию: обучение анимации как виду киноискусства позволяет выстраивать необходимые коммуникативные отношения между разновозрастными детьми, а затем переносятся ими надругие ситуации общения, устраняя таким образом проявления социальной дезадаптации.
Детский коллектив «Мультифрукта» отличается тем, что в нем не осталось необщительных, замкнутых, или не обучаемых воспитанников. Несмотря на все жизненные сложности, дети активны и жизнерадостны.
В перспективе планируется внедрение нового направления – проведение занятий по программе «Семейный Мультифрукт» с привлечением ближайшего социального окружения (членов семей воспитанников).
Занимаясь мультипликацией, ребенок с ограниченными возможностями получает неограниченные возможности!!! для самовыражения, формирования навыков мастерства и воплощения первых жизненных открытий. Это улучшает его психофизиологическое состояние. Вот такое интересное развлечение и лечение!
Список литературы
1. Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. – 2002. - № 1
2. Асенин С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974
3. Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации. – М.: Искусство, 1986
4. Баженова Л. М. «Фильм рождается из мыслей…» // Искусство в школе. – 2002. – № 6
5. Красный Ю., Курдюкова Л. Анимационная педагогика // Искусство в школе. – 1996. – № 1.
6. Максимова С.В. Монография «Творчество: созидание или деструкция» М. 2006 219 стр.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Интегративный подход в реабилитации детей-инвалидов
Суть работы методиста в реабилитационном учреждении
Опубликовано: 2891 день назад (6 декабря 2016)
Просмотров: 6197
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2
Ольга Клочкова # 6 декабря 2016 в 15:31 0
Добротно написанная статья о реализации метода анимационной терапии в условиях реабилитационного центра с целью сохранения и становления здоровья детей с неврологическими и двигательными нарушениями и их успешной социализации и интеграции в обществе. В работе обобщен опыт использования и педагогических технологий, и анимационных техник, компьютерного творчества, при которых коррекция состояния ребенка происходит естественно и гармонично.
Представленный опыт универсален: занятия по анимационной терапии имеют выраженный терапевтический эффект и применимы в реабилитации детей в сложной жизненной ситуации: находящихся на длительных сроках лечения в больницах, детей с особенностями развития, детей – сирот! Спасибо!
Ольга Витальевна Агапова # 7 декабря 2016 в 11:09 0
Спасибо за комментарий.