Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегративный подход в реабилитации детей-инвалидов

Автор: Агапова Ольга Витальевна,
методист ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти,
соавторы: Чумак Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования ГКУ СО
«РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти, Вакурова Оксана Алексеевна, музыкальный руководитель
ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти
«Интегративный подход в реабилитации детей-инвалидов через взаимодействие искусств»
Одним из приоритетных направлений социальной реабилитации детей-инвалидов является область деятельности, основанная на различных видах искусств. Использование арт-терапевтических технологий не только благоприятно влияет на самого ребенка-инвалида, но и на окружающих его сверстников, создавая при взаимодействии атмосферу дружелюбия, формируя чувство толерантности и эмпатии.(1)
В течение 6 лет творческой группой педагогов реабилитационного центра «Виктория» (музыкальный руководитель, педагог по изобразительному искусству, социальный педагог, методист) был реализован интегративный подход в реабилитации детей с ОВЗ через взаимодействие искусств (искусство слова, музыки, изобразительного и театрального искусства) с целью социокультурного становления личности и сохранения психического здоровья воспитанников.
Актуальность данного подхода очевидна: необходимы новые формы и методы реабилитации детей-инвалидов, которые, опираясь на искусство, способны создать у воспитанников целостное представление об окружающем мире, сформировать понимание связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом, воспитать в детях духовность, нравственность, эстетическую грамотность. Кроме этого, комплексное освоение искусства активизирует, ассоциативное мышление, воображение, артистичность ребенка-инвалида.
В поиске наиболее эффективных средств реабилитации был разработан и апробирован методический комплекс цикла интегрированных познавательных занятий «Шедевры мировой культуры», «Времена года», «Россия – Родина моя», «Ярмарка», адаптированных для детей-инвалидов.
Интеграция осуществляется на основе соединения знаний из различных областей, используя одну сквозную тему, образ или сюжет и складывается в сознании детей в более емкое, многогранное представление о мире.
Основными требованиями к планированию и организации интегрированных занятий являются:
• Выделение в программе из каждой дисциплины тем, которые имеют общие аспекты; выявление связи между элементами знаний;
• Определение цели и содержания занятия;
• Моделирование содержания занятия, наполнение его материалом, который отвечает цели занятия;
• Учитывая физические возможности, возрастные и психологические особенности детей-инвалидов, выявление оптимальной нагрузки (умственной, физической, речевой деятельности и др.).
На интегрированном занятии работают 3-4 педагога одновременно. Диалог на таком занятии ведется не только «воспитанники + специалист», но и «педагог+педагог», создавая атмосферу доброжелательности, доверия и сотрудничества. Проживание, переживание какой-либо ситуации и сопереживание - основные факторы интегрированного занятия.
Здесь важно, чтобы педагоги были объединены общей идеей, являлись единомышленниками, могли выстроить занятие так, чтобы различные области искусства не конкурировали, а плавно дополняли друг друга.
С годами были определены признаки профессиональной готовности педагога к интегративной деятельности:
- мотивированность на освоение методики интегрированного подхода к реабилитации детей с ОВЗ;
- критичное отношение к планированию и организации интегрированных занятий, стремление обеспечить их актуальным педагогическим сопровождением;
- готовность к планированию и конструированию творческих заданий на основе взаимодействия искусств и творческой деятельности воспитанников.
По содержательному наполнению интегрированное занятие делится на три этапа. На первом этапе предполагается включение разнообразной информации о предмете, явлениях природы, событии. Социальный педагог (воспитатель), используя интерактивные средства обучения, дает определение основных понятий, используя художественные приемы, создает литературно-поэтический образ по теме.
Основная задача – погружение детей в тему занятия, способствовать формированию целостного мировосприятия.
Умело применяемые педагогом стихотворение, сказка, фрагмент кинофильма, создающие художественный контекст, усиливают эмоциональное воздействие, познавательный интерес воспитанников и настраивают на встречу с музыкой.
На втором этапе музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, используя приемы музицирования и танцевальные упражнения, выстраивают музыкально-художественный образ по теме, а процесс познания происходит в творческо-музыкальной, танцевальной и театрализованной деятельности.
Цель использования элементов танца - способствовать оптимизации развития опорно - двигательного аппарата, помочь ребенку лучше понять и максимально использовать компенсаторные возможности своего тела.
Основные задачи состоят в конкретных приемах проведения танцевальных упражнений, направленных на улучшение функций рук, туловища, совершенствованию зрительно-моторной координации.
Соединение пластических движений, музыки, игротанца снимают психоэмоциональное напряжение, что способствует раскрепощению ребёнка, делает его поведение естественным и привлекательным.
Пластическая имитация различных образов, упражнения по импровизации помогают развить образное мышление, артистизм, творческие способности детей-инвалидов. Применение элементов танцев, приемов пластического интонирования развивает память, внимание, внутреннюю собранность, формирует навыки взаимодействия с партнёрами, выполнение движений в соответствии с музыкальным темпом, выполнение несложных движений рук и ног. При этом решаются многие проблемы коррекции - двигательные, личностные, социальные, коммуникативные и др.
Пластические этюды и музыкально – двигательные импровизации позволяют детям проявлять свободу интерпретации музыкальных произведений. Развивая координацию и моторику, мышечную силу, гибкость, выносливость, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку.
Музыкальные упражнения выполняют не только развивающую функцию, но и имеют корригирующую направленность: дети учатся правильному дыханию, грамотной артикуляции звуков, происходит развитие координации слуха и голоса, правильного речевого и вокального звукообразования, дикции. Совершенствуются психомоторные способности воспитанников: чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой.
Музицирование воспитанников на простейших музыкальных инструментах (металлофоны, барабаны, бубны, ложки, треугольник, и пр.) способствует развитию тембрового слуха и мелкой моторики рук, что особенно важно для совершенствования навыков письма.
Дети с удо¬вольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя раз¬нообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, вы¬думку. Образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Они должны соответствовать тексту песен и музыке, под¬черкивая ее характер и средства музыкальной выразительности. Дети легко превра¬щаются в различные образы, изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей разных профессий, движения различного транспорта, под¬ражая игрушечным или сказочным героям. При этом со стороны педагога требуется тактичность, стремление поддержать у детей любое проявление творческого начала, что стимулирует их заинтересованность к обучению и веру в свои силы.
Использование технологии музицирования и танцевальных упражнений формирует навыки группового поведения, что способствует успешной социализации воспитанников: дети чувствуют себя более уверенными и более компетентными при взаимодействии и сотрудничестве с другими.
На третьем этапе ребята получают новые представления по теме, дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний за счет ознакомления с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, применяя их в творческой ситуации по данной теме.
Создавая творческий продукт, ребенок может сочувствовать, сопереживать действующим героям. Чувство сопричастности к природе, к историческим событиям помогает воспитанникам преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки, поделки - это изображение действительности, отражение внутреннего мира ребенка, его душевных переживаний, взаимоотношения с окружающим миром в целом.
На этом этапе также может осуществляться знакомство с произведениями изобразительного искусства, соответствующими содержанию занятия, с творчеством художников.
В заключительной части демонстрируются результаты интегрированного занятия в виде:
- выставки творческого продукта воспитанников (изделия декоративно-прикладного искусства, рисунки, поделки и т.п.);
- фрагменты импровизированной театрализованной постановки;
- игры на музыкальных инструментах, вокально-интонационных импровизаций, совместного пения;
- игротанца, краткой импровизированной танцевальной постановки (исполнения «танца стихов», ритмической пластики, танцевального флешмоба и т.п.)
В качестве декораций используются интерактивные ресурсы (слайды, компьютерная презентация), что является инновационным в реабилитационно-воспитательном процессе центра.
Демонстрация творческого продукта деятельности воспитанников реализует потребность детей в самоактуализации, что способствует укреплению веры в собственные силы. Такие занятия позволяют детям осознать, что один и тот же образ или явление природы, искусства можно выразить разными художественными средствами.
В силу специфики интеграции, объединяющей не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках различных видов деятельности (образовательной, музыкальной, изобразительной, танцевальной), реализуются принципы педагогики сотрудничества. (2)
Реабилитационно-воспитательный эффект от внедрения методики взаимодействия искусств значителен:
1. Интеграция помогает воспитаннику видеть богатство и разнообразие мира, создает творческую атмосферу, где каждый может проявить свою активность, раскрыть творческий потенциал.
2. Интегрированные занятия проходят легко, радостно – дети даже не замечают, что их чему-то учат, каждый ребенок может выразить себя в мимике, жесте, движении, рисунке, пении, инсценировании фрагментов текстов – в том, что ему наиболее ближе.
3.При достаточно большом объеме информации сохраняется щадящий охранительно-педагогический режим занятий, где дети-инвалиды получают возможность более продуктивного включения двигательных, физических упражнений, снижающих утомляемость и напряжение;
4.Используется адаптивная технология обучения, при которой индивидуальный подход является приоритетным (на одном занятии присутствуют 8 педагогов);
5.Более частое переключение с одной деятельности на другую снимает усталость и напряжение у детей, создает условия для проявления креативной импровизации;
6.Экономится время на передвижение из одного кабинета в другой, предметная среда имеет одну и ту же тематическую направленность;
7.Дети не просто с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, но и побеждают!
8. При использовании методов и приемов данной технологии происходит формирование культуры педагога как реабилитатора, что, несомненно, повышает эффективность реабилитационно-воспитательного процесса.
Взаимосвязь искусств в реабилитации детей-инвалидов обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует развитию творческих и созидательных способностей.
На основе включения ребенка-инвалида в мир искусства и культуры происходит гармоничное развитие личности, повышение самооценки, появляется возможность творческого самовыражения. Это содействует социальной адаптации, сохранению его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.
Источники:
Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005г.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" Интеграция детей с ОВЗ Анимационная терапия для детей
Суть работы методиста в реабилитационном учреждении | Метод кондуктивной педагогики в реабилитации детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата в условиях современного реабилитационного Центра
Опубликовано: 1784 дня назад (7 декабря 2016)
Просмотров: 1283
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!