Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод кондуктивной педагогики в реабилитации детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата в условиях современного реабилитационного Центра

Метод кондуктивной педагогики в реабилитации детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата в условиях современного реабилитационного Центра
Автор: Агапова Ольга Витальевна,
методист ГКУ СО «РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти,
соавтор: Чернышева Антонина Ивановна, педагог дополнительного образования


В данной статье обобщен многолетний (более 10 лет), успешно зарекомендовавший себя опыт внедрения лечебно-педагогической системы реабилитации детей с диагнозом ДЦП, разработанной в 1945-1967 гг. венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё.
В связи с потребностью оказания ранней помощи детям с нарушениями в развитии особое значение придается таким методам, которые имеют адресную направленность. В связи с этим, актуальным становится использование одного из современных и высокоэффективных направлений реабилитации - системы Кондуктивной педагогики, осуществляющей дифференцированный подход к различным категориям детей с ДЦП. Философия данного направления реабилитации такова: нарушения опорно-двигательного аппарата рассматриваются не как «болезнь», а как «незнание». Помощь ребенку-инвалиду состоит не только в преодолении имеющихся у него двигательных нарушений, но и в обучении навыкам новой организации жизни. Это способствует успешной социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии, с последующей интеграцией в общество.
Инновационность метода заключается в организации специальных ежедневных занятий по методу Кондуктивной педагогики на основе применения современных педагогических технологий: сказкотерапии, игротерапии, здоровьесберегающих технологий. Ценность данного подхода – в максимальном использовании компенсаторных возможностей каждого ребенка, независимо от тяжести его заболевания, что помогает добиться реальных положительных результатов в коррекционной работе по преодолению двигательных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
Система Кондуктивной Педагогики (КП) была разработана венгерским врачом и педагогом - доктором Андрашем Петё, который и основал в 1952 году институт Кондуктивной педагогики в Будапеште (Венгрия).Пройдя курс обучения в этом институте, наши педагоги адаптировали эту систему к условиям реабилитационного центра и успешно используют его в работе с детьми, имеющими нарушения ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Суть методики состоит в создании для ребенка условий, стимулирующих его жизнедеятельность, и позволяющих наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. Коррекция двигательных нарушений происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Реабилитационный процесс осуществляется в несколько этапов в сборных группах численностью до 10 человек с проблемами разной степени поражения. Управление процессом осуществляется педагогом - кондуктором «сопровождающий», «проводник»). Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная его задача - достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка в процессе реабилитации: помочь преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивать задержанные и корригировать нарушенные функции. Также он оказывает помощь в освоении программы родителям воспитанника для дальнейшей реализации в домашних условиях после окончания реабилитации.
На основе достижений физиологии в Кондуктивной Педагогике выработался основной способ совершения любого движения, который выглядит следующим образом:
• афферентный синтез — поиск правильной позы, физиологически естественного положения тела и осознание этого исходного положения, зрительный контроль, показ, профилактика неверных поз, проговаривание вместе с кондуктором положения всех частей тела;
• принятие решений — сообщение ребенку цели движения, конечного результата и необходимых инструкций для его достижения;
• формирование программы действия - поэтапное, пошаговое описание движения и способа его выполнения с показом кондуктора;
• исполнение и получение результата - непосредственное выполнение движения ребенком и ритмический словесный комментарий, достижение цели;
• обратная связь — достижение цели, похвала кондуктора, одобрение членов коллектива. Таким образом, управление двигательной активностью в Кондуктивной Педагогике создает основу для дальнейшей автоматизации двигательного навыка.
Кондуктивная Программа составляется следующим образом. На этапе формирования групп врач-невролог и педагог-кондуктор наблюдают и фиксируем проблемы воспитанника, оценивают состояние статико-моторного, психо-эмоционального и предречевого развития ребенка, устанавливают пределы его максимальных возможностей, которые могут быть достигнуты с помощью этой методики. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации, нацеленная в первую очередь на личность, позволяющая ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью. При определении индивидуальных задач для каждого конкретного ребенка учитываются его неврологический, двигательный и психолого-логопедический статус. К этим задачам относится: формирование движений в этапах двигательного развития (тяжелые спастические формы ДЦП); уменьшение влияния ранних тонических рефлексов; подавление гиперкинезов; уменьшение спастичности определенных групп мышц; увеличение объема движений в суставах конечностей; улучшение равновесия, координации движений, ориентирования в пространстве и схеме тела; улучшение кинематического рисунка шага; развитие мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы и других сторон интеллектуальной деятельности, ликвидация логопедических проблем.
Индивидуальные задачи не являются самоцелью: их решение несомненно приводит к улучшению самообслуживания. Улучшение самообслуживания, в свою очередь, является наиболее общим, интегративным отражением состояния двигательной и психической сферы.
На каждого ребенка составляется карта, где фиксируются его имя, фамилия, возраст, диагноз и проблема, а также задачи реабилитации. Реабилитация ребенка по методу Кондуктивной педагогики наиболее целесообразна в группе. Ее уклад создает условия для возникновения желания общаться, действовать вместе, сообща, что, в свою очередь, представляет мощный стимул для активизации каждого ее члена.
Кондуктивная Педагогика не подразумевает индивидуальные занятия в чистом виде, возможен только индивидуальный подход к каждому из участников групповых занятий, так как у каждого воспитанника собственные задачи и способы их достижения. Роль педагога при этом – найти способ (от простого к сложному), который поможет конкретному ребенку наиболее активно и правильно выполнить поставленную задачу.
Следующий этап – создание программы реабилитации, комплексов заданий и физических упражнений с учетом возрастных, умственных способностей каждого ребенка. В комплексы реабилитации включаются задания и упражнения, зависящие от основного диагноза, уровня развития моторных навыков, при решении которых легче достичь эффективных результатов, что хорошо активизирует детей. Все упражнения основаны на физиологических движениях.
Можно определить следующие виды комплексных упражнений:
Упражнения в положении лежа: выполняются лежа на приче (от венгерского prices - нары) - деревянная кушетка, поверхность которой изготовлена из реек. Основные задачи комплекса — обучение физиологическим способам смены положений, начальная подготовка к ходьбе, достижение ортофункционального положения тела и его поддержание.
Групповые упражнения стоя и подготовка к ходьбе. Исходное положение - сидя на стульях. Главная задача - обучение способам смены местоположения сидя и стоя, детальная проработка механизма ходьбы (опора на стопы, перенос центра тяжести, удержание вертикального положения и т.д.).
Комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами (для индивидуальной работы). Индивидуальные упражнения занимают особое место в программе, где для каждого ребенка разработаны комплексы из 10—15 перспективных заданий. Эта часть программы наиболее вариативна, так как в течение года, в зависимости от степени овладения каким-либо движением, она может расширяться и усложняться. Эти занятия рекомендуется выполнять в рамках индивидуальных заданий на развитие ходьбы или во время игр и прогулок. Сюда входят упражнения с мячом, упражнения на лестнице, на гимнастической скамейке, со стулом, с мешочками, гимнастической палкой, упражнения, имитирующие различные движения, ходьба с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки.
Для достижения максимально возможного расслабления мышц при определенных патологиях используют специальные упражнения. В процессе упражнений, исходя из того что ритм выполнения упражнений медленный, счет должен быть ровным, спокойным, комментарии монотонными. Для достижения максимально возможной концентрации внимания в процессе реабилитационной работы с ребенком используют специальные упражнения. При выполнении таких упражнений счет дается ровный и резкий (командный голос). Такой подход внушает уверенность и способен управлять вниманием ребенка.
При подборе комплекса упражнений желательно применять озвучивание - песенки, стихи, потешки. Известно, как важны ритм, музыка для детей с ДЦП. Речь же играет главную роль на занятиях по методу Кондуктивной пдагогики, ведь понимание, осмысление действий происходит через язык. Поза, движение, действия могут быть осознаны с помощью языка. Это создает условия для их изменения, таким образом, прослеживается неразделимость умственного развития и двигательного. А движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают условия для воспитания личности и интеграции воспитанника в общество.
На этапе проведения занятий в качестве средств мотивации выбираются предметы, манипуляции, которые позволяют воспитанникам наблюдать основные качества и усваивать их назначение, так как у детей, живущих в реабилитационном центре, наблюдается недостаток жизненного опыта.
На занятиях используются дыхательная и пальчиковая гимнастики, проводятся упражнения и основные виды движений с использованием кондуктивного оборудования:
1. Шведская стенка необходима для обучения детей приседанию без отрыва пяток от пола, держась за перекладину, для обучения подъему вверх и спуску вниз.
2. Ортопедическая кровать-прич для обучения умению переворачивать свое тело, держась руками за спинки кровати, умению садиться самостоятельно, подтягиваться, ходить вокруг прича приставным шагом, держась за планки.
3. Гимнастическая скамейка используется для обучения детей умению сидеть без опоры, двигаться влево, вправо, имитируя езду на лошади, в позиции «лежа на скамейке» делать хват руками и подтягивание вперед, перемещая тело по скамье.
4. Кондуктивный стул служит для обучения сохранять правильную осанку, сидя на стуле, самостоятельно вставать, ходить, толкая стул перед собой, используя его в качестве опоры.
5. Дорожки со следами служат для указания правильного положения стопы.
6. Гимнастические палки нужны для того, чтобы учить делать хват руками, лежа на животе.
7. Разнообразные ходунки и палки-трости используются для обучения навыкам ходьбы и поддержания равновесия.
8. Резиновые кольца используются на игровых занятиях для развития мелкой моторики.
9. Специальные клеенки с клейкой основой, чтобы сидя ребенок мог зафиксировать ноги.
10. Мячи с шершавой поверхностью, с помощью которых можно развивать мелкую моторику рук.
Цель занятий - развитие психофизической активности детей, воспитание чувства уверенности в своих силах и возможностях при осуществлении различных видов деятельности. Для восстановления двигательной активности ребенка необходимо следовать следующим правилам:
1. Упражнение должно быть выполнимо. Как только ребенок понимает, что он не в состоянии справиться с заданием, он теряет к упражнению всякий интерес и приобретает уверенность, что оно вовсе невыполнимо. Вот почему для облегчения задачи часто требуется разложить упражнение на элементы и попробовать выполнить их поочередно, облегчив тем самым первоначальную задачу ребенка.
2. Чрезвычайно важно не количество, а правильность выполнения упражнений. Их необходимо проводить на специальных тренажерах и с помощью специальных приспособлений.
3. Упражнение не должно надоедать, поэтому сотрудники центра, занимающиеся с больными детьми, должны постоянно менять тренажеры, максимально варьируя их использование не только в течение дня, но и еженедельно, менять ритм и режим упражнений, включать в тренаж с помощью определенных приемов процессы туалета, одевания-раздевания, еды;
Противопоказаниями для проведения групповых занятий Кондуктивной терапией, являются:
1. Высокая степень интеллектуальной недостаточности (идиотия, имбецильность).
2. Сопутствующие психические заболевания, сопровождающиеся агрессивностью и непредсказуемым поведением.
3. Декомпенсированная внутричерепная гипертензия с частыми судорожными приступами (до 3 раз в день на фоне противосудорожной терапии).
4. Декомпенсированные состояния сердечно-сосудистой, легочной и других систем.
Необходимо подчеркнуть, что все занятия проводятся в игровой форме. Они должны соответствовать уровню интеллектуальных и двигательных возможностей детей конкретной группы. В арсенале педагога по Кондуктивной Педагогике должна быть огромная масса игр и игровых упражнений, все игры проводятся в первой половине дня. Каждая игра идет в сопровождении песенки или стихотворения, которые вырабатывают у ребенка чувство ритма, правильное дыхание, а также усиливают мотивацию к движениям. При распределении ролей следует учитывать неврологический статус ребенка. Так, ребенок с атонически-астатической формой ДЦП может выполнять любую роль, но при этом педагог должен следить за правильной позой при ходьбе, неторопливым темпом выполнения действий (правильность кинематического рисунка шага, законченность и точность движений).
Ребенок с гиперкинетической формой также может участвовать в игре в любой роли, а педагог должен контролировать четкое и последовательное выполнение движений. Важно, чтобы ребенок не волновался, не спешил (так как при волнении гиперкинезы усиливаются), действовал в размеренном темпе.
Детям со спастической диплегией с гемипаретическими формами предпочтительно подбирать роли, где действия выполняются обязательно обеими руками (крутить руль, нажимать кнопки на пульте и т.п.).
Дети с тяжелой двигательной патологией в виде двойной гемиплегии могут участвовать в играх, выполняя относительно пассивную роль.
В ситуациях, когда ребенок не включается в игру в силу тяжелой двигательной патологии или низкого интеллектуального развития, с ним проводятся индивидуальные занятия. В этих случаях используются различные игровые моменты, которые помогают формировать правильные двигательные стереотипы, например, одно из известных игровых упражнений на большом мяче: ребенок лежит на животе, обучающий держит его за ноги и, слегка покачивая вперед-назад, говорит: «Ты у нас сегодня птичка, помаши крылышками, посмотри, какое над тобой солнышко». Это упражнение помогает уменьшить спастичность мышц, влияние ранних тонических рефлексов, укрепить мышцы спины и шеи, сформировать установочный рефлекс на голову, укрепит мышцы плечевого пояса и увеличить объем движений в плечевых суставах.
Эффективным считается игровое упражнение для формирования правильного хвата и увеличения объема движений в плечевых суставах, которое проводится с гимнастической палкой (шестом). При выполнении упражнения ребенок сидит на полу («по-турецки» или вытянув вперед ноги) или на стульчике и держит обеими руками перед собой палку, вертикально стоящую на полу. Обучающий предлагает: «Давай покажем, как обезьянка лезет за бананом на пальму». Руки ребенка вначале внизу, затем он перехватывает ими по очереди палку, передвигаясь вверх. Если ребенок не может сам устойчиво сидеть, мама (кто-то из родителей) поддерживает его, придерживает палку и следит за правильностью хвата.
В группе каждое движение отрабатывается в буквальном смысле пошагово. Воспитатель «ведет» ребенка: учит его ходить, брать предмет в руку, приседать. Это повторяется изо дня в день, по нескольку часов подряд. Все это необходимо для того, чтобы в конечном итоге воспитанники научились обслуживать себя сами. Эффективность работы во многом зависит от мотивации к деятельности. В большинстве случаев у детей с ограниченными возможностями побуждение к движению отсутствует. Поэтому с самого начала работы огромное значение имеет активизация деятельности ребенка, уяснение им задания и развитие самостоятельности.
Важным показанием к использованию данной технологии является создание педагогом ситуации успеха для каждого ребенка, благоприятной атмосферы, тесного межличностного контакта в процессе социально-педагогической реабилитации. Без осознания ребенком своего успеха поддерживать его активность малопродуктивно. Педагог всегда должен помнить, что не бывает сиюминутных мгновенных успехов - работать необходимо долго и терпеливо, и обязательно нужно верить в пользу, которая будет принесена детям! С годами выработалась особая система отношений с детьми, нуждающимися в реабилитации, выработаны определенные требования к работе педагога:
- избегать ситуации, когда ребенок не в состоянии использовать предлагаемый материал, для этого необходимо учитывать его двигательные способности;
- использовать модификации упражнений в решении реабилитационных задач: изменение положения тела, усложнение или облегчение заданий, разделение сложных заданий на составные части, изменение темпа и интенсивности и др.;
-учитывать обратную связь в процессе работы с ребенком, чувствовать, и умело использовать положительные реакции (эмоции), реагировать на отрицательные;
- результаты продвижения следует сравнивать только с личными достижениями конкретного ребенка на предыдущем этапе;
- постоянные, упорные занятия каждый день – ни одного перерыва! Каждая остановка – это шаг назад, к слабости и беспомощности; каждая уступка собственной лени – это предательство ребенка!
- педагоги и медицинские работники центра должны быть СОЗНАТЕЛЬНО беспомощны: если приходит мысль о невозможности смотреть на неудачные попытки ребенка что-то сделать и появляется готовность сделать это за него – это жалость не к ребенку, а к самому себе. Если что-то делается за ребенка – это лишение его шанса научиться чему-то новому.
- задачи, которые ставят перед ребенком, должны быть ВЫПОЛНИМЫМИ и выполнены.
Что же такое, в конечном счете, результат реабилитационного процесса? На этот вопрос А. Петё много лет назад был сформулирован ответ: «Ребенок (за исключением слабовидящих и слабослышащих детей) на своих ногах идет в общую школу» (4). Сегодняшний подход к проблеме реабилитации дает нам новые возможности для конкретизации и детализации этой формулировки. В ходе многолетней исследовательской работы мы определи четыре уровня успешности реабилитационного процесса:
1. Необходимость минимальной помощи в общественных местах и полная самостоятельность ребенка.При этом интеллект не нарушен.
2. Необходимость определенной помощи в общественных местах в виде дополнительной опоры (костыли, ремни) для преодоления расстояния в 100 и более метров. Для преодоления больших расстояний требуется кресло-каталка.При этом нарушения интеллекта отмечаются в минимальной и избирательной степени.
3. Помощь персонала центра необходима для преодоления любого расстояния.Состояние сопровождается, как правило, задержками психического и социального развития той или иной степени.
4. Результат приводит только к улучшению соматического и интеллектуального состояния детей, облегчая им положение в учреждении.Обучение нереально или крайне затруднено.
Полученные в ходе апробации метода Кондуктивной педагогики в условиях реабилитационного Центра результаты говорят об эффективности использования данного опыта по следующим показателям:
• увеличение объема движений, в том числе в суставах;
• улучшение походки, координации движений, функций равновесия;
• улучшение моторной ловкости;
• улучшение мышление и речи;
• улучшение работы мелкой моторики рук;
• стабилизация эмоционально-волевой сферы;
• развитие навыков самообслуживания;
• улучшение ориентировки во времени и пространстве;
• улучшение ориентировки в схеме тела;
• улучшение осанки;
• улучшение предметно-манипулятивной деятельности;
Видимые результаты абилитации, как правило, появляются уже после 1,5 -2 месяцев активных занятий. Многие трудности адаптации детей обусловлены их физической незрелостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата. При использовании методов и принципов кондуктивной педагогики и нетрадиционных мест проведения занятий в сочетании с игровым и специальным оборудованием для физической абилитации и коррекции опорно-двигательного аппарата у воспитанников, получена положительная динамика в освоении основных видов движений, координации движений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кондуктивная педагогика является одним из современных и высокоэффективных направлений реаблитации детей с отклонениями в развитии. Большим достижением считаем, что родители воспитанников становятся нашими единомышленниками в процессе внедрения метода Кондуктивной педагогики в реабилитационный процесс и, следуя нашим рекомендациям, помогают сформировать и закрепить необходимые двигательные навыки у своих детей.
Кондуктивная педагогика не может использоваться отдельно от общей системы реабилитации, она естественно и гармонично сочетается с другими современными реабилитационными технологиями и способствует более рациональному использованию других приемов и средств развития, воспитания и социализации воспитанников реабилитационного центра.
Внедрение метода кондуктивной педагогики в реабилитационный процесс позволило специалистам Центра выявлять нарушение на ранней стадии и заблаговременно принять необходимые меры – устранить, ослабить или смягчить его последствия.
Перспективы методов и приемов Кондуктивной педагогики и нестандартных подходов в достижении реабилитационного эффекта очевидны: проблема сохранения и становления здоровья детей-инвалидов для их успешной социализации всегда будет актуальной.
Методика кондуктивной педагогики является открытой системой, гибкой и самосовершенствующейся: в реабилитационный процесс могут добавляться новые упражнения, специальные задания, выполняющие функциональное назначение, специально развивающее или прикладное, с учетом особенностей группы детей.
При использовании данной методики происходит формирование культуры педагога как реабилитатора, что, несомненно, повышает эффективность реабилитационно-воспитательного процесса.
Литература
1. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП, — М.; Медицина, 1986.
2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. «Медицина», 1971, 247с.
3. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. «Медицина», 1974, 207с.
4. Записи лекций и занятий по кондуктивной педагогике в институте Петё. Венгрия, 1994г.
5. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. М., 1993.
6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
7. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей – С.Пб.; Дельта, 1997.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" Интеграция детей с ОВЗ Анимационная терапия для детей
Интегративный подход в реабилитации детей-инвалидов
Опубликовано: 2697 дней назад (7 декабря 2016)
Просмотров: 11878
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!