Создание благоприятного психологического климата в классе - залог эффективного преподавания во время урока.
«Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть
всегда достоин своего места и роли.
Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока. Главным аспектом, который обеспечивает развитие личности, выступает эмоционально-психологический настрой учащихся. Благодаря этому ребенок развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым и отстраненным.
Последнее время большое значение обращают эмоциональному миру, в котором ребенок существует и развивается.
С научной точки зрения психологический настрой-это эмоциональный фон отношений
между участниками группы, который появляется благодаря симпатии друг к другу, общим интересам.
Благоприятная обстановка характеризуется коммуникабельностью, уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, создает комфортные условия для совместной деятельности, показывает возможности, заложенные в ребенке. Недоброжелательная обстановка тормозит рост развития ребенка, подвергая его в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Шаталов писал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Важно - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Так, педагогу во время своего урока важно наблюдать и контролировать эмоциональное состояние классного коллектива, ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию индивидуальности ребенка.
Благоприятное эмоциональное настроение обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и способствует активному вовлечению в общее дело и проявлению творчества. Отсюда преподавателю необходимо шире применять многообразные формы своей работы, оказывающие влияние на творчество и отношения между нами одноклассниками. Музыка будет одной из таких форм, подбираемых специально на разных уровнях деятельности и учебных занятий.
Доброжелательность, внимание, оформление, обстановка, мебель, музыкальные паузы, многообразие интересных форм работы в урочной деятельности и вне урока, элементы природы, речь, пластика и мимика – это те приемы, благодаря которым будет создан положительный эмоциональный настрой коллектива.
Положительная атмосфера в течение занятия определяется и другими аспектами.
Учителю не следует забывать, что положительное отношение к уроку формируется за пределами занятия. Главная составляющая доброжелательной обстановки во время урока – это отношение наставника со своими подопечными. Как учитель относится к своей деятельности, манера поведения с учащимися, со своими коллегами, радуют ли его достижения учеников и как он их воспринимает, как показывает свои эмоции, умеет ли контролировать себя – все это оказывает воздействие на отношение наставника с учениками.
Существует несколько факторов, которые помогают создать доброжелательную эмоциональную атмосферу:
- педагог должен заходить к детям с прекрасным настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагог должен желать общаться с ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.
- каким бы ни было настроение учителя, он должен держать себя в руках и быть деликатен и вежлив.
- знание психологии детей любого возраста, педагогическая наблюдательность, сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту или иную обстановку на своем уроке – это одни из немногих требований, которым должен соответствовать современный учитель.
Каждый педагог определяет те средства работы, которые положительно скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей. И такие средства помогают детям получить физическую и психологическую зарядку.
Это:
*упражнения-энергизаторы,
*логические разминки,
*релакс-паузы.
Перечисленные формы работы соединяют обучение и физические разминки, применяемые на разных уровнях урочной деятельности: организационном, основном и заключительном.
Психологические тренинги.
Упражнение «Путешествие»
В работе используется мяч небольшого размера. Мяч передается учениками в произвольном порядке, главное, чтобы он не «попал» к одному и тому же ребенку два раза. Учитель называет место, куда он «отправляет» какого-либо ученика, задача которого быстро назвать три предмета, имеющие непосредственно отношение к данной территории. После этого подросток передает мяч следующему ученику и называет место. Например, «Сахара - вода, солнечные очки, тент; «Аляска - тулуп, валенки, снегоход»
Упражнение «Прикосновение»
Учитель предлагает ученикам быть внимательным и выполнить ряд команд.
Например:
- прикоснуться к чему-нибудь высокому;
- прикоснуться к чему-нибудь колючему;
- прикоснуться к чему-нибудь шерстяному;
- прикоснуться к чему-нибудь теплому.
Упражнение «Что вокруг нас»
Учитель просит детей внимательно осмотреть кабинет, где они находятся. После этого детям необходимо перечислить все увиденные ими предметы, исходя из определенных признаков. Например: круглой формы; сделанные из дерева; синего цвета и т.д.
Упражнение «Печатная машинка»
Учитель называет ключевую лексическую единицу или предложение – например-«деепричастие» или «дополнительные члены предложения». Буквы, из которых состоит текст, распределятся между учениками («по цепочке»). Ребятам необходимо произнести предложенное слово или фразу как можно быстрее. Каждый ученик произносит свою «букву», а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Логические разминки.
Упражнение «Предложения»
Учитель предлагает ученикам четыре разные буквы, например: (С, К, Т, П). Ребятам необходимо в режиме «мозгового штурма» составить наибольшее количество предложений, состоящих из четырех слов, где каждое слово будет начинаться на определенную букву.
Например: Слава кушал твердый помидор», «Слон катал тяжелых пони»
Упражнение «Слова - перевертыши»
Учитель пишет на доске или произносит вслух ряд слов не связанных между собой по смыслу. Задача учащихся – прочитать или, восприняв на слух, произнести предложенные слова» наоборот».
Например: аптека - акетпа
такси - искат
привет - тевирп
университет - тетирсевину
Упражнение «Взаимосвязь»
Учитель просит учащихся по цепочке» назвать ассоциации к существительному и добавить к нему прилагательное, глагол, наречие, таким образом, чтобы получилось словосочетание. Педагог озвучивает ключевое сочетание слов, первый ученик продолжает, затем второй ученик.
Например: «красное яблоко – груша сладкая – конфета круглая – голова думает».
Упражнение «Признаки»
Учитель просит назвать как можно больше разных предметов, обладающих определенными озвученными признаками.
Например:
-назовите все металлические предметы с отверстиями;
-назовите все круглые деревянные предметы большого размера;
-назовите все шершавые длинные предметы.
Релакс-паузы (медитативные техники)
Упражнение «Три я»
Упражнение проводится «по цепочке» (от одного ученика к другому). Каждый из ребят по очереди придумывает собственный вариант окончания предложения:
-Я хочу….
-Я умею…
-Я смогу…
Через каждых трех участников схема выполнения задание повторяется.
Упражнение «Расслабляющее дыхание»
Учитель просит учащихся сесть максимально удобно и выполнить предложенное задание.
Инструкция: «Закройте глаза». Держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите полной грудью и диафрагмой одновременно. Медленно и полностью выдохните через рот. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя «Я», при выдохе «Расслабляюсь». Это упражнение повторяют 3-4 раза.
Упражнение «Моя минута»
Предлагается учащимся провести небольшой эксперимент. Для этого ребятам необходимо сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать педагога. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать мысленно от 1 до 60. После того, как прозвучит команда «Закончили!», каждый из присутствующих запоминает полученное число. Если счет закончился на числах 57-60, то это свидетельствует о высокой работоспособности ученика в данный момент времени.
В заключение можно привести несколько правил, благодаря которым будет обеспечен психологический комфорт на занятии.
*заходя в кабинет, необходимо «оставить за дверью» все отрицательное.
*имя – вот что самое приятное для человека.
*тщательно подготовьте свое занятие, продумав все до мелочей.
*не забывайте, что «плохой ученик» не значит «плохой человек».
*нельзя сравнивать успехи отдельных учеников.
*не повышайте голос, а тем более не унижайте достоинства детей в любой ситуации.
*хвалите ученика при всех, а прощайте наедине.
*в любое время создавайте ситуацию успеха.
*корректность поведения педагога снижает напряжение в общении.
Не зря говорил Н. А. Добролюбов: справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков