Высшие психические функции в трудах Л.С. Выготского: театрализованное представление психики человека
Назначение: театрализованное представления для учащихся старших классов и студентов о вкладе Льва Семеновича Выготского в современную психологию, в сценке затрагиваются функции и назначение высших психических функций, выраженные простым и доступным языком. Материал был опробован и был высоко оценен на психологической олимпиаде в ОГТИ.
«Высшие психические функции»
Основные действующие лица:
Психика
Восприятие
Мышление
Речь
Память
Девочка-подросток
Мальчик-подросток
+(для антуража) – Гормональная система
Сцена 1 – Внутренний план, отделенный рамкой от внешнего плана, в котором находятся восприятие, мышление, речь и память, пульт для переключения.
Сцена 2 – Внешний план, где воздействуют мальчик и девочка.
Ход действий
Сцена 2.
Девочка и мальчик стоят друг напротив друга, словно застывшие, не двигаются.
Сцена 1.
Все ВПФ выстроены в одну линию, стоят с серьезными лицами, руки – по швам, внимательно слушают ходящую мимо них психику на манер построения военнослужащих.
Психика (зычным, строгим голосом): Внимание всем высшим психическим функциям! Настал тот самый знаменательный день, которого мы все так долго ждали – к нам подошел именно он, перспективный жених и надежда всего будущего нашей дорогой Девочки (когда распределим роли, можно называть по имени). Хоть все мы и привыкли думать рационально, не стоит забывать, как важно это для нее, ведь уже много лет образ этого молодого юноши крепко засел у каждого из нас!
Гормональная система (из зала крик): Да-да, именно так!
Психика: Гормоны, отставить выкрикивания с места! (вновь обращается к ВПФ) Психические функции, вы должны понять, что это – не просто контрольная по алгебре или уборка в квартире, нет! Это – самое важное на этот момент, самое первостепенное, и мы должны сделать так, чтобы этот день запомнился навсегда и стал самым счастливым для нашей Девочки! Вопросы? Нет вопросов. Отлично, приступаем к разговору. Равнение на пульт управления поведением!
(все ВПФ бросаются к пульту и застывают там. Действие перемещается на сцену 2).
Мальчик: Привет, давно не виделись! Как дела у тебя?
Девочка: Здравствуй… (изображает смущение). Все хорошо, как твои дела?
Мальчик: Да все отлично! Вот, решил подойти, пообщаться. Ты не против?
Девочка: Конечно же нет… О чем поговорим?
(сцена 2 застывает, оживают герои сцены 1 – беспорядочно лупят по «пульту», галдят все вместе, кричат и паникуют)
Одновременно:
Мышление: Внимание, активировать логику и все мыслительные процессы для наилучшего протекания процесса общения!
Речь: Срочная координация словарного запаса, настройка голосовых функций, контроль за каждой фразой!
Восприятие: Свистать наверх все органы чувств, внимание, внимание, тотальный контроль за каждым действием и реакцией на него!
Память: Вспоминание всех ключевых памятных событий, оценка и обработка залежей информации!
Гормональная система (вновь из зала): А-а-а, Боже, он же ЗАГОВОРИЛ с нами!
(вмешивается Психика, морщась, громко и резко командует)
Психика: Живо отставить панику! Гормоны, брысь из главного центра управления! Функции, тишина! (задумчиво) Да-а-а… Так мы только опозоримся. Вас слишком много, вы не хотите прислушиваться друг к другу, кричите и вопите, представьте, что сейчас будет происходить с нашим поведением! Новая цель! Нам нужно убрать кого-то отсюда, чтобы мы смогли спокойно и координировано осуществить взаимодействие с мальчиком. Я предлагаю избавиться от восприятия – оно все равно слишком незначительно и поверхностно.
Все ВПФ: Да, точно! Именно это и нужно сделать!
Восприятие: Вы сошли с ума? Как вы будете общаться без меня? Мы должны быть все вместе, мы всю жизнь работаем вместе!
Психика: Слишком сложная ситуация. Нужны новаторские решения.
Восприятие: Но я же отвечаю за чувственное отображение явлений или предметов объективной действительности, активно воздействую на все органы чувств человека!
(Психика берет за руку Восприятие, отводит в зал, возвращается к ВПФ. Сцена 1 застывает, отмирают герои сцены 2)
Мальчик: Вот, недавно контрольную писали по геометрии, ну и ужас – треугольники, квадраты, параллелограммы… У вас тоже наша математичка же ведет уроки?
(девочка стоит, широко открыв глаза, не двигается, не говорит, не реагирует. Мальчик машет рукой перед ее лицом)
Мальчик: Эй, все в порядке? Ты здесь? Прием?
(на вторую сцену возвращается злое Восприятие – топает, стискивает кулаки, хмурится)
Девочка (оживая): Ой, прости, задумалась. Что ты говорил?..
(Действие на сцену 1)
Восприятие: Никак нельзя без меня, вернула меня наша девочка! Иначе вы просто опозоритесь. И раз уж решили кого-то выгонять, то пусть это будет речь!
Речь: Помилуйте, судари! Я же основной инструмент человеческого общения, я необходима для устного и письменного способа передачи информации!
Психика: Раз не получилось с восприятием, попробуем с речью – все равно договориться не можем. Уходи, речь, и без тебя справимся!
(Обиженная речь переходит в зал. Действие переносится на сцену 2)
Девочка: Я недавно так долго делала черчение, что… эм, что листы… эм…
(замолкает, широко раскрыв глаза, шевелит губами, машет руками, пытаясь что-то сказать, но у нее ничего не получается)
Мальчик (обеспокоенно): Что случилось, тебе плохо? Эй?
(на вторую сцену возвращается грустная речь)
Девочка: Ой, прости! Что-то совсем голова не соображает. Так вот, черчение…
(Сцена 1)
Речь: Вроде высшие психические функции, а такие глупые! Как вы общаться без речи собрались? предлагаю убрать память – все равно она только старье хранит, ничем она нам не понадобится!
Память: Без меня никак! Я же отвечаю за процесс запоминания и сохранения информации с целью дальнейшего воспроизведения или узнавания чего-либо из прошлого опыта!
Психика: Ничего не попишешь, попробуем без тебя.
(Сцена 2. Мальчик и девочка смеются, разговаривая)
Мальчик: А помнишь, как мы в детстве в поход ходили?
Девочка: Ага, я еще с бревна прямо в речку упала и ты меня спасал! (смеются)
Мальчик: А еще я тебе цветы тогда подарил, помнишь тот маленький букетик?
(девочка замолкает, испуганно глядя на него)
Мальчик: Да я и сам почти не помню. А как мы в музей ходили, помнишь? Ох, какие там чучела были, закачаешься!
Девочка: Прости, не помню…
Мальчик: Ну а поход в кино, на драму? Мы еще с мальчишками вас передразнивали, все же ревели все до одной!
Девочка: Я.. (замолкает, повисает напряженная тишина. Через пару мгновений возвращается Память) Помню! Ты еще платочек мне дал, синенький такой, с рыцарем вышитым!
Мальчик: Помню, до чего нелепый был платок!..
(Сцена 1)
Память: Совсем спятили, без памяти общаться! Ну, я вам покажу! Мышление, ты последнее осталось, уходи теперь!
Психика: Попробуем без тебя справиться. Уходи из центра.
(Мышление уходит с гордо поднятой головой. Сцена 2)
Мальчик: Знаешь, ты всегда была такой веселой, что мне всегда хотелось почаще с тобой общаться.
Девочка: Мне тоже… (замолкает, вздрагивает, снова смотрит в одну точку) Дом, цветок, парта, стул, окно, ядовито-зеленая гранта, пересекающий, гриб, печь, человек…
Мальчик: Послушай, ты меня пугаешь. Что с тобой? Может, сбегать за врачом?
(не менее гордо возвращается Мышление, девочка оживает)
Девочка: Что-то я и правда себя не очень хорошо чувствую. Прости, наверное, магнитные бури…
(Сцена 2)
Психика: Эксперимент полностью провален, невозможно нам общаться без кого-то из высших психических функций. Слушай мою команду! Все молчат, слушают разговор и реагирует адекватно, собственными методами, договариваясь! Еще одна склока и крик - и последний шанс будет упущен!
Гормональная система: Совсем-совсем упущен!
Психика: Боже, гормоны, успокойтесь! Всем внимание на внешнюю деятельность!
(Одновременно работают Сцена 1 и Сцена 2. Все ВПФ становятся рядом у пульта, внимательно слушают и спокойно общаются)
Мальчик: Удивительно, столько лет общаемся, ходим с классами по разным мероприятиям, а пообщаться нормально никак не могли..
Девочка: Это да. А помнишь…
Восприятие: Воспринимаю стимул, ищу ответную реакцию… Есть!
Память: Внимание, беру на себя! (щелкает по пульту) Воспоминания активированы!
Речь: Подключаюсь! (нажимает на клавиши рядом) Все сливки словарного запаса уже на месте!
Мышление: Обрабатываю информацию в логичную, ищу адекватное выражение… Готово!
Девочка: Помнишь, как в том же самом походе мы жарили шашлыки, собирали гербарий, фотографировали лес… Еще птицы так красиво пели, ты мне показывал дятла и трясогузку, потом учил названиям растений… И букет тот был из незабудок и ромашек, я точно помню.
Мальчик: Слушай, а пойдем после уроков в кафе?
Девочка: Ты меня приглашаешь в кафе?..
Мальчик: Считай это свиданием, нужно ведь поднимать твое пошатнувшееся здоровье…
(Берутся за руки, уходят со сцены. ВПФ радостно кричат, обнимаются, трясут психику)
Гормональная система: Мы сделали это! Ура!
Психика (с улыбкой, дождавшись, пока все утихнут): Ладно уж, гормональная система, празднуй!
(обращаясь к ВПФ)
Психика: Теперь-то мы все поняли? Ни одна деятельность, даже самая важная, невозможна, если мы не будем действовать все вместе, сообща. Только так мы способны справиться с любыми трудностями, выйти из любой проблемной ситуации и привести нашу дорогую Девочку к счастью. Этот день стал познавательным уроком для нас, так что давайте никогда не забывать, как важно быть едиными, помогать друг другу и протягивать руку помощи в нужные моменты. Не важно, кто мы – психика, следящая за всем, что происходит внутри человека, или восприятие, которое отвечает за обработку раздражений – все мы одинаково важны и полезны.
Речь: Ты такая умная, психика… Раз ты все знаешь и умеешь, скажи, а знает ли наша Девочка о нас? Раз она смогла возвращать нас на главную сцену, когда мы были ей так нужны, неужели она знакома с каждым из нас?
Психика: Она знает, что мы всегда будет ее помощниками, но пока не знакома с нами поименно. Хотя… (перебирает что-то в уме) Как докладывают способности, интересы и увлечения, в будущем наша Девочка должна поступить на психологический факультет, и тогда на узнает, кто мы такие, что мы умеем и какова главная цель каждого из нас. И конечно же, она узнает и о трудах Льва Семеновича Выготского, который открыл нас, назвав высшими психологическими функциями, и сможет познакомить каждого человека с его бессменными процессами – помощниками в любом деле… Только, тсс! Пока все это остается тайной, покрытой мраком. А мы же, хоть и не знакомы так прямо с нашей Девочкой, и дальше будем ей помогать.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час по программе «Тропинка к своему Я» «Каждый человек уникален» во 2 классе
Экологическая сценка для школьников, 5-6 класс
Методическая разработка тематического дня для сохранения психического и физического здоровья учащихс
Предметно-пространственная среда с учетом индивидуальной особенности детей 5 лет (гендерный подход)
Похожие статьи:
Сценарии дня рождения. Сценка – поздравление
Тренинг по работе взаимодействия с родителями
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе