Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование интерактивных форм во внеурочной деятельности в условиях ГПД в режиме коррекционной школы

Использование интерактивных форм во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные способности в условиях группы продлённого дня в режиме специальной (коррекционной) школы.
На сегодняшний день ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи специальных (коррекционных) школ, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Переход коррекционных учреждений на новые образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают создание условий для достижений желаемого уровня жизни. В этой связи коррекционное образование направлено на процесс непрерывного развития личности ребёнка его знаний и умения,а также способности формулировать умозаключения, самостоятельно делать выводы и предпринимать различные действия.
Актуальным остается вопрос на видение коррекционного образования как средства формирования у ребёнка личностного образа «Я»в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выберет из числа ему предложенных.
Появилось много специалистов, которые были не удовлетворены положением дел в старой системе образования. Прежде всего, это изменение взгляда на структуру учебного процесса. Раньше учитель должен был знать, какой объем информации усвоил ученик. Но учителя чаще всего не интересовала собственная точка зрения ученика. Именно поэтому школьник не учился по-настоящему мыслить и говорить. Отношения учителя и ученика в основном были авторитарными. В связи с модернизацией системы образования появились новые идеи, подходы, технологии, методы и средства обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому проблема и задача педагога, который будет обучать и воспитывать по-новому: вовлекать детей в проектную деятельность, разрабатывать технологические карты уроков и внеклассных мероприятий, не "вбивать" знания, а развивать личность ребёнка. По словам руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова: "Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения", - считает Кондаков.
Что меняется в содержании коррекционного образования сегодня? В центре внимания становится деятельность педагога и ребёнка. При этом педагог из передатчика информации превращается в менеджера. То есть, главное для него в новой системе образования - управлять образовательным и воспитательным процессом. Если меняется функция учителя, то, безусловно,меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнёра, сотрудника учителя, т. е. становится активной личностью. В этом случае ученик тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый подход к образованию - деятельностный.
Что должен знать педагог, чтобы преуспеть в своей педагогической практике в современных условиях коррекционного образования?
1. Науку менеджмента (науку управления);
2. Психологию (идет психологизация процесса образования - обучения и воспитания). Если мы ставим на субъект, на личность ученика, мы должны хорошо знать её психологические особенности;
3. Экономику (знать потребности экономики; знать, какого человека готовить в школе);
4. Информатику (пользоваться персональным компьютером);
традиционные и инновационные методы, приемы и формы его передачи.
Что должен уметь педагог по новой парадигме коррекционного образования?
1. Диагностировать, т.е. изучать, исследовать свою и чужую деятельность, явления, факты;
2. Ставить цель деятельности;
3. Прогнозировать и планировать деятельность в соответствии с целями;
4. Организовывать достижение цели по плану;
5. Контролировать выполнение цели, то есть: управлять процессом деятельности; корректировать процесс деятельности;
6. Анализировать и рефлексировать результаты деятельности других людей и собственные;
7. Адаптировать (приспосабливать к себе, к обстоятельствам);
8. Моделировать (пробовать разные варианты деятельности);
9. Экспериментировать и вводить новое в свою деятельность.
При введении новых стандартов обращено внимание на то, что обучение в школе становится личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за формирование личности ребенка, за то, каким он выйдет из стен школы через 9-11 лет. В новых стандартах прописаны другие требования к условиям обучения и воспитания, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки и организуется внеурочная деятельность. Создается совершенно другая модель образовательной среды в коррекционных учреждениях, используются другие технологии социализации и реабилитации обучения и воспитания школьников. При этом особое внимание уделяется использованию различных инновационных форм, методов, приёмам и т.д.
В современных условиях деятельность ГБОУ школы №10 г. Белореченска направлена на поиск, внедрение новых форм работы с детьми с ОВЗ. Основные методические инновации в нашей школе связаны, прежде всего, с применением интерактивных форм обученияи воспитания. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Функции этого взаимодействия заключаются в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Суть использования интерактивных форм работы заключается в том, что образовательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями и идеями. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
При использовании интерактивных форм ребёнок становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивные формы широко используется в интенсивном образовании и воспитании.
Для того, чтобы освоить и применять такие формы работы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия. Именно использование интерактивных форм обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.
Интерактивные формы широко применяются как в учебном процессе (в первой половине дня), так и во внеурочной деятельности (в группе продлённого дня).
Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса в нашей школе - это организация и проведение всех воспитательских мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо нарушений, недостатков развития личности ребёнка на основе его диагноза (нарушение речи, ЗПР, умственная отсталость, нарушение зрения, ДЦП, нарушение слуха).

Коррекционно-воспитательная работа во внеурочной деятельности в условиях ГПД в нашей школе предполагает:
- лечебно-оздоровительныемероприятия направленные на организацию и соблюденияохранительно-оздоровительного режима;
- коррекцию физических качеств, формирование двигательных навыков и умений;
- коррекцию познавательных процессов;
- коррекцию эмоционально-волевой сферы, как основы проявления отклоняющего от норм поведения воспитанника;
- более полная самореализация ребёнка в различных сферах творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.
Планируя воспитательную деятельность с детьми с ОВЗ воспитатель, в первую очередь должен:
- учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности детей;
- определить уровень воспитанности класса на начало и конец учебного года
В основу планирования моей работы как воспитателя ГПД заложены следующие аспекты:
создание условий для личностного развития учащихся;
создание условий основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
создание условий для воспитания положительного отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.
Поэтому мне как воспитателю приходиться быть не просто воспитателем, но и психологом, наставником и другом.
Группа продленного дня - одна из форм воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных целевых установок: дидактических (то, что должен воспитывать, развивать, формировать воспитатель у детей); коррекционных (развитие способностей и возможностей ребёнка, исправление имеющихся недостатков).
Система воспитания в ГПД реализуется исходя из следующих принципов:
1) Принцип гуманистического воспитания;
2) Принцип личностного подхода.Развитие личности происходит в социуме, в учебно-познавательной деятельности, в школьном коллективе, в свободном общении, в группах по интересам.
3) Принцип здоровьесберегающий.Важно добиться ответственного отношения школьника к своему здоровью и понимания, что здоровый образ жизни – это норма;
4) Принцип природосообразности.Обязательно принимать во внимание природу ребёнка, его возрастные особенности, учитывать соотношение развития и жизни детей с жизнью живой природы.
5) Принцип деятельного подхода.
Воспитание детей с ОВЗ в ГБОУ школе №10 г. Белореченска осуществляется через игровую, трудовую, творческую деятельность.
Следовательно, целью учебно-воспитательной работы в моём классе является создание условий для формирования духовно развитой, творческой, и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции. На реализацию этой цели и направлено использование интерактивных форм работы.
В своей работе я широко применяю и использую следующие интерактивныеформы:
клубные часы, работа в паре, работа в группе (в проектной деятельности), ситуативный практикум, составление кластера, интерактивные дидактические игры, заочные экскурсии, «звезда класса», и многие другие.
Клубный час.Клубный час - это форма организации внеурочной деятельности учащихся, направленная на рациональное использование свободного времени в целях разностороннего совершенствования личности школьников, развития их индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворения разнообразных интересов учащихся в рамках часа интересного досуга. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия.
Основными требованиями, которым должен отвечать клубный час, являются:
• содержание клубного часа должно отличаться новизной, необычностью, привлекательностью для детей, вызывать у них активность, стремление побыстрее взяться за увлекательное дело;
• клубные часы должны быть своеобразной школой самовоспитания младших школьников, их познания самих себя и окружающих людей;
• клубный час предполагает свободное общение, творческое взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и теми взрослыми, которые принимают участие в клубном занятии, что способствует воспитанию у младших школьников отношений дружбы и товарищества, навыков сотрудничества и культуры общения.
Работа в паре реализуется следующим образом: дети получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер — исполнителем.
Использование парной формы позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Работав паре вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.Использование такой формы целесообразно в организации и проведении самоподготовки.
Работа в группе. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
•все роли заранее распределены учителем;
•роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
•участники группы сами выбирают себе роли.
Эта форма работа широко используется в проектной деятельности.
Составление кластера. Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания.Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.
Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к фразе «ЗОЖ». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало занятия. Затем находят информацию «ЗОЖ» и продолжают работу по составлению кластера, что позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Мозговая атака – это форма, при которой принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой занятия.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
Мозговая атака является эффективной и целесообразной формой при необходимости:
– обсуждения спорных вопросов;
– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
– выяснения информированности или подготовленности классной аудитории;
– работа в малых группах.
Интерактивная дидактическая игра - современная и признанная форма обучения и воспитания, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в создании единого целого.
Интерактивные дидактические игры на занятиях, во время прогулок можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.
Ситуативный практикум как форма воспитательного воздействия используется при проведении клубных часов, мероприятиях, направленных на закрепление полученных знаний. Чаще всего это анализ и разбор ситуаций в процессе организации и проведении этических и нравственных бесед. Анализ ситуаций способствует формированию у детей нравственных качеств и личностного «Я»
«Звезда класса» - это такая форма организации воспитательного процесса, которая направлена на формирование личностного «Я» учащихся, активной жизненной позиции, повышение самооценки ребёнка, уровня его воспитанности.
Звание «Звезда класса» присваивается при выполнении следующих требований:
- стремление получать хорошие оценки (успеваемость);
-отношение к учебной деятельности:
наличие и состояние дневника, тетрадей, учебников
– стремление выполнять правила поведения на уроке, в столовой, перемене, самоподготовке и в общественных местах;
- стремление дружно жить в коллективе;
- стремление выполнить качественно поручение;
- стремление активно участвовать в жизни класса и школы;
- стремление соблюдать санитарно – гигиенические нормы
Использование современных интерактивных технологий в ГПД помогает мне:
- сделать занятие или мероприятие интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;
- эффективно решать проблему наглядности в усвоении материала, расширить возможности визуализации изложенного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
- индивидуализировать процесс усвоения материала за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- повысить самооценку воспитанников при ответе на вопросы
- самостоятельно исправлять допущенные ошибки;
Наблюдение за работой детей на занятиях показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат (доброжелательность, взаимопомощь, взаимовыручка).
Внедрение интерактивного режима многое дает различным субъектам образовательного процесса.
Для каждого конкретного ученика:
осознание включенности в общую работу;
развитие личностной рефлексии;
становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.
Учебной микрогруппе:
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
формирование ценностно-ориентационного единства группы;
поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Ученическому коллективу:
формирование класса как групповой общности;
повышение познавательной активности класса;
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Связке "класс - учитель":
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
многомерное освоение учебного материала;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Кроме того, современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.
Внедрение интерактивных технологий делает процесс воспитания результативнее и эффективнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать мероприятия, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к познанию. Процент повышения уровня воспитанности растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к деятельности.
Интерактивные формы работы способствуют повышению мотивации к познанию, творчеству и фантазии, коммуникабельности, формированию активной жизненной позиции, командного духа, ценность индивидуальности, свободы самовыражения, акцент на деятельность. Именно поэтому современный педагог должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов, что поможет решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, адаптации их в социуме.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса Функции воспитателя ГПД в школе Привлечение младших школьников к чтению художественной литературы средствами игры Игровая деятельность в ГПД. Доклад

Похожие статьи:

Организация учебно-воспитательного процесса в ГПД

Воспитательная работа в ГПД

Занимательный материал для ГПД

Клубные часы в ГПД

Беседы о правилах поведения в группе продленного дня

Функции воспитателя ГПД в школе
Опубликовано: 2645 дней назад (21 января 2017)
Просмотров: 3274
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!