Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Женский костюм Воронежской губернии»
Автор: Литовкина Ольга Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида №17 г. Алексеевка
Белгородской области»
Цели и задачи: дать детям представление об особенностях народного костюма Воронежской губернии, расширять словарь детей за счёт новых слов, обозначающих детали женского костюма;
воспитывать интерес к истории и искусству родного края, патриотизм и уважение к предкам, любовь к фольклору и народной музыке;
закреплять умение работать и играть сообща;
развивать речь, внимание, содействовать развитию эстетического восприятия
Материалы к НОД:
карта России, на которой цветом выделена территория Воронежской губернии 19 века, и г. Алексеевка обозначен символом подсолнуха, а название написано крупными буквами; кукла в костюме Воронежской губернии, сундучок с настоящим костюмом из с. Подсереднее Алексеевского района; картинки с изображением веретена, ткацкого станка, женщин в народных костюмах, сцен из жизни русского крестьянства; манекен; магнитофон; аудиозаписи
Ход
- Ребята, вы все одеты в разную одежду. Для чего она нужна? (Согревать, украшать). Хотите узнать, как одевались ваши прапрапрабабушки? Тогда ответьте на такой вопрос: как называется страна, в которой мы живём? Да, Россия. Посмотрите на карту, какая наша страна большая. Сейчас в России все одеваются одинаково, а в старину в каждой области, в каждой местности одевались по - разному.
Ребята, а как называется наш город? Да, Алексеевка. Только раньше он был не городом, а слободой. Найдите наш город на карте. Алексеевка славилась ремёслами и земледелием.
Как называется область, в которой находится наша Алексеевка? Да, Белгородская. А раньше наш город относился к Воронежской губернии.
- Ребята, посмотрите, какая красивая кукла пришла к нам в гости. Её зовут Федора. Она нам покажет костюм, который было принято носить женщинам в Алексеевской слободе.
- Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!
У наших воротах, у наших, у широких
Стояла Федора – с позументом понёва,
Снеком подпояска, с канителью завеска.
С канителью завеска, строченая кичка
Строченая кичка, золотая строчка…
- Столько незнакомых слов! Что вы поняли из этих строк? О чем этот отрывок? (Об одежде, о национальном костюме.) Как вы думаете, это праздничная одежда или повседневная? (Праздничная) Федора замужняя женщина или девица? Как определили? Какие цвета использованы в костюме?
Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает, сопровождая рассказ показом иллюстраций и предметов народного костюма:
«Издавна народ Черноземья возделывал землю, и его костюм неразрывно связан с земледелием. Всё в народном костюме имело символическое значение.
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна. Как вы думаете, что символизировал жёлтый цвет? (Солнце). А чёрный? (Землю). Да, верно, чёрный цвет символизировал землю, наш чернозём. И совсем не трудно догадаться, что символизировал зелёный цвет (траву, деревья, растительность). А какой ваш любимый цвет?
Я для вас приготовила народный костюм, который носила моя прабабушка Анастасия, и он теперь бережно хранится в нашей семье. Этот наряд моя прабабушка сделала собственными руками. В наше время можно пойти в магазин и купить любое готовое платье, а раньше крестьяне были лишены такой возможности и с любовью изготавливали всю одежду сами. Сначала на веретене девочки, девушки и женщины пряли тонкую нить, потом на ткацком станке ткали ткань, красили её и шили наряд. Ну а когда костюм был готов, его украшали вышивкой, бисером, ленточками, кружевом, аппликацией, блёстками.
Давайте рассмотрим, из чего состоит костюм? (Ответы детей). Да, вы правы, но названия предметов одежды были немного другие. Эта юбка называется понёвой.
Её носили замужние женщины. Поэтому правы те, кто догадался, что Федора замужняя женщина. Молодые незамужние женщины носили вот такой сарафан.
Понёва шилась из чёрного полотна, разбитого на квадраты красными или синими полосами. К подолу понёвы примётывали красную тесьму - оклад.
Понёва надевалась на рубаху.
Она шилась из белого полотна, украшалась вышивкой в виде орнамента. Вышивка была не просто для красоты. Она считалась оберегом, то есть оберегала людей от злых духов. Какие элементы использовались в орнаменте? (Ромб, крест).
Сверху надевался короткий фартук, который в Алексеевке назывался завеска. Чем он украшен? (Цветочным и геометрическим орнаментом).
И еще одного важного элемента не хватает в этом костюме? Что это? (Пояс.) Вот этот пояс, который на кукле называется покромка.
Его могли носить только замужние женщины. Он был очень длинный, и им несколько раз опоясывали туловище. А важный этот элемент потому, что ходить без пояса считалось на Руси грехом. Не подпоясавшись, могли выйти только маленькие дети. Русские люди считали, что пояс защищает человека от злых сил.
Посмотрите, какой красивый головной убор! Раньше без головного убора, простоволосыми, могли ходить только дети и молодые девушки. Когда девушка выходила замуж, она должна была всегда покрывать голову платком или вот таким головным убором. Он называется сорока.
На шею надевались украшения: мониста и бусы.
А теперь, ребята, у меня для вас задание: одеть манекен в народный костюм Алексеевского края в правильной последовательности. А помогать вам в этом будет хороводная музыка нашего края.
Педагог включает хороводную плясовую песню с. Афанасьевка Белгородской области «Кумушки-подруженьки». Дети сообща наряжают манекен.
- Это праздничный или повседневный наряд? Да, такую красивую одежду надевали только по праздникам. А на праздниках в старину любили петь песни и водить хороводы.
Русская народная игра "Кострома"
Дети становятся в хоровод. Выбирается одна девочка – Кострома, она – в центре круга.
- Где ты моя Кострома, где государыня моя? Дома, Кострома?
- Дома!
- Что делаешь?
- Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и как будто прядут)
- Где ты моя Кострома, где государыня моя? Дома, Кострома?
- Дома!
- Что делаешь?
- Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки)
- Где ты моя Кострома, где государыня моя? Дома, Кострома?
- Дома!
- Что делаешь?
- Поработала - пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)
- Где ты моя Кострома, где государыня моя? Дома, Кострома?
- Дома!
- Что делаешь?
- Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как будто спят)
- Где ты моя Кострома, где государыня моя? Дома, Кострома? (Тихо)
- Дома!
- Что делаешь?
- Проснулась - попрыгаю! (Все дети прыгают)
- Где ты моя Кострома, где государыня моя? Дома, Кострома?
- Дома!
- Что делаешь?
- Сейчас догонять вас буду! ( Все разбежались кто куда).
Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Чем вам запомнилось? Что нового узнали? Хотите узнать ещё? Да, ребята, мы с вами ещё не раз вернёмся к народному костюму, а уже на следующем занятии поговорим о мужском народном костюме Алексеевской земли и попробуем украсить элементы народного костюма. Кто заинтересовался, может хорошенько рассмотреть детали костюма и даже примерить, а также поиграть с Федорой.
После НОД включить музыкальное сопровождение, например, песню группы «Иван Коляда» «Кострома» (минус), чтобы желающие дети могли потанцевать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Знакомимся с эмоциями"
Конспект НОД в подготовительной группе «Встреча с буквами»
Открытое занятие в подготовительной группе на тему: Вальс
Конспект итоговой НОД в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 18
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Этикет
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека