Статья "Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольников"
Описание материала: Статья на тему "Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольников". Данная статья раскрывает понятие экологическое образование, экологическая среда, значение последней, особенно среды в ДОУ, в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. [3]
В задачи экологического образования детей дошкольного возраста входят: формирование осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе; формирование умения и навыков по уходу за растениями и животными, воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитание эстетических и патриотических чувств.
Отношение ребенка к природе базируется на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей и взаимосвязей в природных сообществах. Формирование осознанно-правильного отношения к природе происходит наряду с некоторыми формами поведения ребенка. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. [1]
Одним из значимых педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников считается развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе и способствующая активизации познавательной деятельности ребят, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственности, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. [5]
Многообразие природных элементов на участке детского сада, правильное - с экологической точки зрения - устройство зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, которая составляет основу образования детей.
Экологическая среда в дошкольном учреждении – это, во-первых, определенные животные и растения, постоянно находящиеся в учреждении и под опекой взрослых и детей.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
1. познавательному развитию ребенка;
2. эколого-эстетическому развитию;
3. предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
4. оздоровлению ребенка;
5. формированию нравственных качеств;
6. формированию экологически грамотного поведения;
7. экологизации различных видов деятельности ребенка.
Особенностью методики экологического образования дошкольников является прямое взаимодействие ребенка с объектами природы. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет косвенное влияние. Оно обогащает впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Из этого становится понятна роль природной зоны в экологическом образовании [3]
По требованию СанПиНа, в группе можно размещать только растения (желательно с названиями), которые являются безопасными и помещаются в природный уголок. За растениями необходимо осуществлять ежедневный уход. [4]
Также, в уголке природы должны быть: муляжи овощей и фруктов, наборы изображений с животными, птицами, насекомыми, временами года, картины, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материалы для труда, оборудование для экспериментов.
Таким образом, создание развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении важно для экологического образования дошкольников.
Использованная литература:
1. Николаева С.Н. программа «Юный эколог»
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М.: Академия, 2001.— 184 с.
3. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
5. автореферат
Рекомендуем посмотреть:
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание младших дошкольников
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы