Система подготовки к ЕГЭ и ОГЕ по математике
Учитель математики МКОУ СОШ с. Голуметь:
Яковлева Татьяна Николаевна
Единый государственный экзамен по математике – серьезное испытание в жизни каждого выпускника, а для выпускника обычной сельской школы особенное испытание. Выпускник лишен возможности пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе ВУЗов. Вопрос репетиторства отпадает сам по себе.
Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех.
В ходе подготовки выпускников к экзаменам сложилась некоторая система подготовки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике:
1. Психологическая подготовка
2. Повышение эффективности урока
3. Накопление раздаточного материала
4. Оформление кабинета
5. Интернет ресурсы
6. Элективные курсы
7. Консультации
8. Внеклассные мероприятия
9. Самообразование учителя
10. Организационные моменты
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с подготовкой к экзамену. Имеются в большом количестве материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике, демоверсия, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психологические рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий, адреса сайтов. Также имеются КИМЫ, литература для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Большое внимание уделяю информационной работе с родителями учащихся. В начале учебного года, обычно проводится родительское собрание с участием завуча и учителей. На этих собраниях я знакомлю с планом работы на учебный год выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, характеризуя структуру КИМов по математике, рассказываю какие мониторинговые работы будут проведены, настраиваю родителей по возможности участия учеников в пробных экзаменах, организуемых в марте, призываю родителей контролировать работу своих детей.
Родительские собрания проводятся 1 раз в четверть. На каждом родительском собрании знакомлю родителей с успехами и теми проблемами, которые возникли у ребят во время учебы и подготовки к экзаменам. Со многими родителями совместно с детьми приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке. Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
Подготовка к сдаче экзамена начинается с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Для достижения правильности и беглости устных вычислений выделяю 5 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока. Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, действия с положительными и отрицательными числами, то в старших классах это могут быть совершенно различные операции.
Например на уроках математики я использую устный счет по темам:
7 класс:
1) Запись числа в стандартном виде;
2) Формулы сокращенного умножения;
3) Действия со степенями;
4) Решение простейших линейных уравнений
8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки;
2) Решение простейших линейных неравенств;
3) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета;
4) Арифметический квадратный корень и его свойства;
9 класс:
1) Решение неравенств второй степени;
2) Преобразование графиков функции
10-11 класс
1) Формулы приведения;
2) Тригонометрические формулы;
3) Значение тригонометрических функций.
Например, устный счет по теме «Тригонометрия»:
Вычислить:
1) sin2 4,5+cos2 4,5
2) 5 sin2 а + 5 cos2 а - 5
3) cos2 15 – sin2 15
4) 2tg 15/1+tg2 15
5) cos2(90 -а ) + cos2 а
6) tg 135
7) tg 33 • ctg 33
Кроме того во всех классах нужно включать действия с дробями, с положительными и отрицательными числами.
Большое внимание я уделяю урокам геометрии, начиная с 7 класса. По каждой теме провожу зачет. У учащихся есть специальные тетради, в которых они фиксируют ответы на вопросы по каждой теме. Это большой плюс к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Начиная с 7 класса идет подготовка к ОГЭ. Я раздаю КИМы, учащиеся находят те задания, которые они могут решить и решают их. В 9 классе обучаю приему «спирального движения» по тесту отметить то, что кажется простым, понятным и легким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий.
Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 10-11 класса имеется 2 часа элективных курсов по математике, в рамках подготовки к ЕГЭ. Я провожу элективные курсы «Уравнения и неравенства с параметрами», «Решение нестандартных задач». Ранее в 8,9 классах провела элективные курсы «Модуль», «Процентные расчеты на каждый день».
Подготовку учащихся начинаю с диагностической работы, которая поможет выявить пробелы в подготовке учащихся, а с другой стороны познакомить учащихся с экзаменационной работой, ее структурой и основными особенностями. После этого я провожу занятия по блокам. В каждый блок входят формулы, основные понятия. А заданий я беру много по 10-15. После отработки заданий провожу тест. С теми ребятами, которые справились плохо, провожу индивидуальные консультации.
При отработке 3-4 блоков даю диагностическую работу. Результаты этой работы отмечаю в диагностической ведомости.
Все учащиеся имеют папки с заданиями, в которые постепенно добавляют тренировочные тесты, демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали ребята.
Мною на протяжении нескольких лет собран богатый материал по блокам, который пополняется каждый год.
При выполнении тестовых заданий обучаю строгому самоконтролю времени. Расчет времени на выполнение теста из расчета 3-4 минуты на 1 задание.
Остановлюсь на тематической подготовке. Тематическую подготовку начинаю с 10 класса. Перед началом каждой темы я просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника, с заданиями, которые могут встретиться по изучаемой теме. Я стараюсь экономить время на теории. За 1-2 урока выдать так лекцию, чтобы она содержала все необходимые сведения, для решения текущей проверочной работы. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. После изучения новой темы даю долгосрочную домашнюю работу (тренажеры). Мною составлены тренажеры по всем темам 10-11 классов. Тренажеры выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдаются на проверку. После проверки рекомендую выполнить работу над ошибками. Те ребята, которые выполнили менее 50% заданий приглашаются на дополнительные занятия. Долгосрочными домашними работами я некоторым образом «обязываю» учеников заниматься дополнительно.
Программа по математике в 11 классе насыщена новым, достаточно сложным материалом для среднего ученика. Изучение нового материала заканчивается в середине второго полугодия, поэтому подготовка к ЕГЭ идет на консультациях. Учащиеся делятся на 3 группы, в зависимости от уровня подготовки.
Со второго полугодия 11 класса даю комплексные и тематические тесты базового и профильного уровней.
По данным исследований в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активное действие в процессе обучения, поэтому большую роль играет применение ИКТ в образовательном процессе. Компьютер, использую на всех этапах процесса обучения, при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся интернет сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где учащиеся самостоятельно могут проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн.
Рекомендуемые мною интернет сайты:
1. Официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы;
2. «ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ
3. Открытый банк заданий по математике ЕГЭ-2017;
4. Сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ;
5. Д. Гущин «Решу ЕГЭ». Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах РФ. Все, используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;
6. Сайт «Незнайка»;
7. Сайт «Сдала экзамен на 100 баллов», автор Малькова.
Особенно часто использую в работе сайт Александра Ларина. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю данные вношу в таблицу, и в течение года вижу динамику каждого обучающегося. Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, прорешиваем на консультациях или уроках.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ – это большой труд учителя, серьезное испытание для самого ученика. Экзамен не должен стать для выпускника проверкой на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена.
Рекомендуем посмотреть:
Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе
Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида
Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»
Похожие статьи:
Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика
Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»
Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа