Создание условий для выявления и развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываю для конкретного ребенка как его индивидуальную образовательную программу, с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
По результатам образовательного мониторинга разработала по развитию речи пять индивидуальных маршрутов для детей с плохо сформированной связной речью, с бедным словарным запасом; по познавательному развитию – 3 индивидуальных маршрута, для детей, которые не владеют умениями пользоваться цифрами и числами, плохо ориентируются в пространстве и во времени, по художественно-эстетическому развитию – два индивидуальных маршрута для одаренных детей, которые умею рисовать, сами придумывают свои интересные сюжеты, имеют внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии.
Это дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
При создании индивидуального маршрута ребенка выделяю основные этапы:
1 этап. Наблюдение - в организованной деятельности (НОД и СОД, режимные моменты, анализ продуктивной деятельности (рисунки, аппликации, поделки); в свободной, в совместной и индивидуальной деятельности (на прогулках, во время игр); беседа - с педагогами специалистами, с родителями («Любимая игрушка ребенка», «Любимая книга», «Увлечения ребенка», «Почему ребенок капризничает», анкетирование родителей «Давайте знакомиться»).
2 этап. Диагностика (педагогом-психологом) построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка (рекомендации педагогов-специалистов) вношу в календарный план работы с детьми); подбор методик, определение методов и приемов работы.
3 этап. Практическая работа - подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами (ежедневные индивидуальные беседы; оформление выставок детских работ, индивидуальные рекомендации специалистов; корректировка задач, методов работы с ребенком.
4 этап. Контроль - итоговая диагностика, оценка эффективности использования индивидуального образовательного маршрута; представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ.
В индивидуальной работе с детьми использую разные формы. Определила приемы работы по всем направлениям развития, в которых ребенок испытывает те или иные трудности.
Трудности при адаптации: «Минутка добрых слов» - называют друг друга ласковым именем, настраиваются на добрые события дня; индивидуальная беседа на интересующие детей темы, или «Задушевные посиделки» - дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни; метод коллекционирования "Альбом фантиков" содействует возникновению общения, совместных игр; предметно-развивающая среда в группе - направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей (уголок уединения, ширма-трансформер, емкости личных вещей, оборудование для самостоятельной деятельности).
Трудности в развитии коммуникативной сферы: элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим; специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Весело - грустно», «Зеркало»; пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление; театрализованные игры; чтение художественной литературы; игра на музыкальных инструментах.
Для развития социальных навыков: д/и «Мамины помощники»; специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет».
Для отслеживания динамики индивидуальных образовательных достижений, использую – портфолио воспитанника. В нем собрана коллекция работ, грамоты и сертификаты за участие в различных конкурсах.
Для фиксации и оценивания учебных достижений детей, разработала систему оценки, которые способствуют поддержанию положительного эмоционального состояния, интереса и внимания, в которой зеленый флажок обозначает "молодец", голубой - "очень хорошо", оранжевый – "хорошо", желтый – "можешь лучше", красный - нужно постараться. Дети размещают флажки на доске "Достижений". Вывод: Все это дает мне уверенность в достижении положительных результатов в развитии моих воспитанников и успешного освоения образовательной программы ДОУ.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательный проект как способ развития способностей ребенка в детском саду
Занятие для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников