Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 8 классе. Философское завещание Антуана де Сент-Экзюпери (Урок-размышление по повести-сказке «Маленький принц»)

Литература - 8 класс
Философское завещание Антуана де Сент-Экзюпери (Урок-размышление по повести-сказке «Маленький принц»)
Познавательные УУД:
- Узнать о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери;
- познакомить с философской сказкой «Маленький принц»;
- помочь учащимся раскрыть главную проблему сказки-повести «Маленький принц» – взаимоотношения детей и взрослых.
Регулятивные УУД:
- умение извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев,
- участвовать в диалоге;
- умение анализировать и находить ответы на проблемные вопросы
Коммуникативные УУД:
- Совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
Личностные УУД:
- воспитывать уважение к чувствам другого человека;
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера.

Цель урока:
Познать Антуана де Сент-Экзюпери как писателя, как человека с определённым мировоззрением
Оформление урока:
- портрет А. де Сент-Экзюпери;
- выставка произведений писателя;
- запись песни «Маленький принц» (слова Н. Добронравова, музыка М.Таривердиева);
- рисунки ребят.
Ход урока
1 этап - Слово учителя.
Учитель начинает урок со слов Антуана де Сент-Экзюпери:
«Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы начать так: "Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга..."
Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу бы увидели, что это гораздо больше похоже на правду. Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали ради забавы».
- Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? ( Аллегории, символы, фантастический сюжет напоминает о реальной жизни, о том, что может случиться с каждым.)
- Почему сказку «Маленький принц» принято называть «философской»? Как вы понимаете тему нашего урока? Что значит «философское завещание»?
2 этап - Мир взрослых и мир детей.
1. Прочитайте посвящение к сказке. В чем своеобразие этого посвящения? Как вы его понимаете?
2. Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? Почему Экзюпери так ценит мир детства?
Каких взрослых имеет в виду Экзюпери (ведь сам-то он тоже взрослый!)?
3. Заслуживает ли доверие человек, спутавший «удава, проглотившего слона», с обыкновенной шляпой?
Ученики рассматривают рисунки детей.
4. Вспомни свой (сестры, брата и т. д.) первый рисунок. Как поняли и оценили его взрослые? (Учитель приводит свои примеры).
Вместе с учителем ученики вспоминают «Игру в завитушки»
5. Что даёт истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? Почему?
6. Какой рисунок барашка понравился Маленькому принцу больше всего? Сам рассказчик может ли себе представить этого барашка. Почему?
7. Почему надо выпалывать первые ростки баобабов? Что вы подразумеваете под этим аллегорическим образом?
3 этап – Аналитическая беседа по тексту:
- Как вы понимаете высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Ищите меня в том, что я пишу»?
- Как представляем мы себе автора «Маленького принца»? Ответят на этот вопрос страницы самой сказки.

Вопросы по книге:
- Как относится к своей планете Маленький принц? Какое правило, по мнению Экзюпери, следует соблюдать, чтобы сохранить свою планету?
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- Он родился в большом французском городе - Лионе, в богатой и знатной семье. Его отец носил титул графа, но служил обычным инспектором страховой компании, и его сын, ставший знаменитым писателем и одним из лучших летчиков своего времени, тоже упорно трудился, считая постыдным праздное существование титулованного тунеядца.
Вопросы по книге:
- Как можно отличить ростки «баобабов» от «розовых кустов»? (Поскольку это философская сказка, то под баобабами понимаются вредные привычки, от них надо избавляться каждый день, иначе они испортят человека. Дети, берегитесь баобабов! - восклицает автор)
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- В 1921 году он записался добровольцем в авиационный полк. В 1937-м уехал в Испанию и вместе с Михаилом Кольцовым, Ильей Эренбургом, Эрнестом Хемингуэем рассказывал в своих фронтовых корреспонденциях правду о войне республиканцев с испанскими фашистами. …Когда гитлеровцы в 1940 году разгромили и оккупировали Францию, Антуан вступил в борьбу с ними и как писатель, и как военный летчик.…Он пошел в военную авиацию сильно покалеченным – ему пришлось пережить множество катастроф, и даже перед полетом друзья помогали Антуану натягивать комбинезон, настолько тяжело был он изранен. И все же он летал.
Вопросы по книге:
- Каков основной принцип существования? («быть в ответе за все»).
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- Ученик рассказывает о том, как в романе «Планета людей» летчик Гийоме, самолет которого потерпел аварию в районе снежных Анд, пять дней и четыре ночи, отмороженный, с распухшими ногами, шел к людям. «Однажды ты поскользнулся, - пишет о друге Экзюпери, - упал ничком в снег и не стал подниматься. «Я сделал все, что мог, - подумал ты, - надежды никакой не осталось – чего ради тянуть эту пытку?» Гийоме умирал, жизнь покидала его замершее тело. Но вдруг он подумал о жене. Каково ей будет? И встал. И шел еще две ночи и три дня. И дошел. Гийоме выжил, потому что был нужен жене. Наша жизнь связана с жизнями наших близких. Вы живете для родителей, друзей, для меня…
Вопросы по книге:
- Как вы понимаете слова Лиса: « Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями»? Не противоречит ли это высказывание словам Экзюпери: «Зачем мне друг, если он меня осудит»? Как разрешить это противоречие?
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- Антуана постигла тяжелая утрата, умер товарищ его детских игр – его брат Франсуа. После смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из учеников переросли в дружеские, юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое драгоценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека
Вопросы по книге:
- Что значит, по Экзюпери, «Приручить другого? Как вы сами это понимаете? Как объяснить слова Маленького принца: «Вода бывает нужна и сердцу»? Как это соотносится с высказыванием: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»?
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- «Пожатие его руки, - вспоминали друзья, - всегда превращалось в событие. Заметишь его, подойдешь, наберешься новых идей – и ты счастлив». Сент-Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!»
Вопросы по книге:
- Что осуждает, что ненавидит Сент-Экзюпери? (вспомните 6 планет, которые посетил Маленький принц). Почему фонарщик удостоился уважения Маленького принца? («…думает не только о себе»).Объясните слова: «…суди сам себя. Это самое трудное. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- «Я ненавижу людскую слепоту, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность и равнодушие».
Вопросы по книге:
- Какой смысл вложил в свои слова Маленький принц, обращаясь к розам «Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умирать»?
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- «Умирают только за то, ради чего стоит жить».
Вопросы по книге:
- В чем Антуан де Сент-Экзюпери видит чудо жизни?
Вытекающие из вопросов моменты биографии (рассказывают подготовленные группы учеников):
- Чудо в обыденном – глотке воды, в любви к ближнему.

4 этап - Подведение итогов. Рефлексия.
- Исполнили ли мы завещание великого писателя, художника, гуманиста?
Учитель читает предсмертное письмо писателя матери:
"Мамочка!
Я бы так хотел, чтобы вы не беспокоились обо мне и чтобы это письмо дошло до вас. Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только очень грустно, оттого что я так давно вас не видел. И я очень тревожусь за вас, моя старенькая, любимая мамочка. Как несчастна наша эпоха.
Когда же можно будет сказать всем любимым, что любишь их?
Мама, поцелуйте меня, как я вас целую, от всего сердца.
Антуан"
(Последнее письмо Экзюпери, адресованное матери. Было получено ею в июле 1945 года, через год после гибели сына)
Учитель обращает внимание на портрет Антуана де Сент-Экзюпери и читает воспоминания французского писателя Марселя Межо:
«У него было необычное лицо. Он не был красив. У него был вздернутый нос. Друзья смеялись, говорили, что он может задеть им луну. Взгляд у него временами был также странен. Взгляд ночной птицы. Может этот портрет не льстит Сент-Экзюпери. Но как только он начинал говорить, вы сразу же попадали в плен к этому человеку. Широкие, приятные жесты, теплый тембр голоса и тональность его, меняющаяся в зависимости от произносимого, завораживали».
- Кто такой Маленький принц? Вспомните, что перед нами сказка, построенная на аллегориях, символах.
Отрывок из книги «Планета людей».
«Сажусь напротив спящей семьи. Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. При свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод. Эти бесформенные тяжелые кули породили чудо изящества и обаяния. Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь - обещание! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовника. Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен. Я вернулся в свой вагон. Я говорил себе: эти люди не страдают от своей судьбы. И не сострадание меня мучит. И не верю я в жалость. Меня мучит забота садовника. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт. Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека»
- Объясните слова Экзюпери: «Я был создан, чтобы быть садовником…»
В заключение урока ставится пластинка с песней «Маленький принц».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева Конспект урока по литературе для 8 класса. Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов

Похожие статьи:

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Тест по литературе Пушкин «Капитанская дочка» для 8 класса с ответами

Урок литературы. Тургенев «Ася», 8 класс. Конспект

Урок литературы «Образ Мцыри в поэме Лермонтова», 8 класс. Конспект урока

Конспект урока литературы, 7 класс. Троепольский "Белый Бим Черное ухо"
Опубликовано: 2572 дня назад (9 апреля 2017)
Просмотров: 3079
0
Голосов: 0
Кристина Евгеньевна Ардашева # 10 апреля 2017 в 06:52 0
очень интересное занятие получится по такому конспекту. Разнообразные виды деятельности не дадут скучать.
Елена Борисовна Жданова # 10 апреля 2017 в 14:45 0
Хороший план урока. Все этапы занятия четко просматриваются, информации немного, но она по существу. Грамотные задания и понятные вопросы для обсуждения. Правда, в плане урока я не увидела динамической паузы, и, мне кажется, что можно было предложить ученикам какое - нибудь творческое домашнее задание.Удачи вам!