Конспект урока литературы в 7 классе «Добродетель – не что иное, как душевная деликатность» (по повести Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо")
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные УУД:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– потребность в самовыражении через слово.
Цели урока:
- Определить главного героя повести.
- Определить основной художественный прием (очеловечивание), который использует автор для раскрытия характера Бима.
- Прокомментировать эпизоды, в которых раскрываются отношения главного героя к другим действующим лицам.
- Определить роль героя в судьбах других персонажей.
- Учиться выразительно читать отрывки из повести.
- Собрать материал к сочинению «Какой след оставил Бим в моем сердце?».[/h2]
Оформление урока:
1.Высказывания о природе.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Л. Толстой.
Но то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
Ф. Тютчев.
Пойми живой язык природы,
И скажешь ты: прекрасен мир.
И. Никитин.
Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: дает их человеку природа.
В. Белинский.
2. «Словарик чувств»:
Человечность ........... страдание
Черствость ........... гуманность
Великодушие ........... ограниченность
Милосердие ........... доброта
Жестокость ........... душевность
Верность ........... равнодушие
Сострадание ........... привязанность
Бездушие ........... отзывчивость
Преданность ........... зло
Доверчивость ........... ответственность
3. На доске: портрет Г. Троепольского, рисунок «Бим в лесу», запись «В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности» (Г. Троепольский).
4. Запись: интеллигентный (от лат.) – высокий уровень развития интеллекта (ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека), образованность, высокая культура поведения.[/h2]
Ход урока
1 этап – актуализация знаний
- Назовите произведения, в которых вы прочитали о животных и взаимоотношениях с человеком («Кладовая солнца»).
- Назовите героев этой повести (Травка).
- Травка – какая она? Какими качествами наделяет ее автор? (очеловечивает; привести примеры).[/h2]
2 этап – создание проблемной ситуации
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести «Белый Бим…»?
(Повесть внешне проста и традиционна. Но она исполнена щемящей любви, печали, боли и тревоги. В то же время это книга о верности, мужестве, доброте и справедливости.)
- Какой эпизод кажется вам наиболее волнующим? Чем?
(Меня взволновал эпизод, когда Бим получил письмо от И.И., особенно эти слова: «Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив голову на лист. Из глаз его покатились слезы. Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы, лучшие в мире слезы, не хуже, чем слезы радости, встреч и счастья.)
Пересказ эпизода близко к тексту.
- Почему повесть названа «Белый Бим…»? Какой он
(приложение 1)?
- Прочитайте фрагменты выразительно. Обратите внимание на то, как часто автор называет Бима «интеллигентной собакой»
Работа со словом «интеллигентный».
- Открываем слово на доске, это прямое значение слова.
- Какой художественный прием использует автор? (Переносное значение слова, эпитет, метафора.)
- Как вы понимаете значение «интеллигентная собака»? Какие слова помогают нам это понять?
(Это удивительное тончайшее восприятие интонации, выражение лица, жестов; это неспособность к сытой жизни без свободы и без работы; неспособность сделать что-либо «против своей собачей чести и совести; рвать подранков и душить их».
Но главное – это вера в человека. Вера в долг, перерастающая в счастье служения человеку: собака интеллигентная не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро.)
- Почему писателю удалось так хорошо изобразить собаку?
Работа с портретом писателя
- Какого героя напоминает вам этот портрет?
- Можно ли отнести эпитет «интеллигентный» к И.И.? Какие слова
(приложение 2) помогут вам объяснить это?
Выразительное чтение фрагментов.
- Что для И.И. было особенно важно в отношении с Бимом?
- Как об этом пишет автор? (Зачитать ключевые сцены.)
- Каким словом вы бы могли определить сущность отношений между Бимом и И.И.?
(Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве. И.И. преклоняется перед природой, т.к. она дает ему радость бытия, лечит душевную рану. Он хочет, чтобы каждый человек мог получить эту радость в общении с природой.
Душа этого человека поистине великая. История взаимной дружбы И.И. и Бима, собаки и человека, обогащает их обоих, делает счастливее.)
- На чем строились их отношения? Какие чувства они испытывали друг к другу
(приложение3)?
( «Каждый понимал каждого, и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа - соль дружбы», - пишет автор.
Доброта – норма отношений между человеком и собакой.)
- Как мы узнаем о состоянии Бима
(приложение 4)?
(Художественный прием – очеловечивание.)
Работа с текстом.
- Найдите в тексте слова, указывающие на это
(приложение5).
- Как складывается жизнь Бима после того, как заболел хозяин? Что узнал Бим о людях?
( Мир делится на добрых и злых.)
Работа с фрагментами текста.
- Выразительное чтение
(приложение 6).
(Интересно, что в книге люди оцениваются собакой как бы со стороны. Сам Бим решает, кто добрый, кто злой. Любовь к животному – главная черта характера человека, доброго, отзывчивого, т. к. хороший человек не пройдет мимо погибающей собаки, не выставит ее за дверь, не будет бить и мучить.)
- От чего зависит состояние собаки?
(От того, к кому она попадет.)
- Почему писатель закончил повесть трагически – смертью Бима?
(Тема повести – борьба добра со злом. Торжествует зло – Бим погиб. Я думаю, такой конец заставляет читателя бороться со злом.
Если бы конец был счастливым, то можно было бы решить, что со злом можно не бороться, все и так хорошо кончится…
Смерть собаки вызывает чувство ответственности за судьбу природы и желание защитить ее.
Смерть собаки – укор для людей, пусть они всегда помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, никогда не предадут, не обидят и не откажут в помощи.)
- Какой след оставил Бим на земле
(приложение 7)?
- встреча Алеши и Толика (выразительное чтение фрагмента );
- родители Толика задумались над тем, почему «сын, подрастая, шел мимо них». След Бима – укор совести Семена Петровича;
- Иван – младший ушел из собаколовов (стыдно была брать деньги).
- А какой след оставил Бим в твоем сердце?
Домашнее задание. Об этом вы напишите небольшое сочинение из 6-8 предложений, которое так и будет называться.
- Чему учит читателя книга Г.Троепольского?
(Как надо жить, как любить и беречь друзей, как оберегать на земле все живое, и еще, как никогда не терять надежды.
Автор сам определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».)
Работа с плакатами.
- Выразительное чтение.
- Какое высказывание можно взять эпиграфом к сегодняшнему уроку? Какие слова отражают суть нашего урока?
- Представление работ учащихся, выполненных к уроку.
- Чтение стихотворения «Прости нас, Бим» ( Саша Козинец)
Лежит в лесу собака,
Не поднимая век.
Ее побил и выгнал
Недобрый человек.
Она искала друга,
Ведь он сказал ей: «Жди»!
Уже отвыла вьюга,
Уже прошли дожди.
Лежит в лесу чудесный пес,
И смерть стоит над ним…
Хочу задать один вопрос:
«Простишь ли ты нас, Бим?»
- Какое чувство вы испытали, слушая это стихотворение? (см. «Словарик чувств»)
- Какие слова главные, ключевые?
( «Прости нас, Бим».)
Этими словами мы и закончим наш урок.
3 этап – подведение итогов занятия.
4 этап – выдача домашнего задания.[/h1]
Выучить стихотворение Саши Козинца «А Бим все ждет…»
С деревьев скоро лист падет,
А Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет,
А Бим все ждет…
Друг почему-то не идет,
А Бим все ждет…
Пусть год пройдет и век пройдет,
А Бим все ждет…
Приложение №1
Какой он, Бим?
- В малом возрасте он осваивал интонацию голоса и, конечно, обещал быть умнейшей собакой.
- С разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была симпатичней, приметней, даже умнее других собак.
- К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной: он начал работать по птице с восьми месяцев.
- Удивительно, но какое у него тончайшее восприятие интонации, выражения лица, жестов. – А ты пес сообразительный, - заговорила Степановна. – Остался один, а видишь вот, понимаешь, кто к тебе с душой.
- Собаки выдающегося ума очень хорошо отличают несчастного человека и всегда выражают сочувствие.
- По городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая.
- Бим искренен и прям сердцем. Если чего не знает, то такой и вид подаст: чего не знаю, того не знаю. Если кого не любит, так и скажет: «Ты – нехороший человек. Иди отсюда! Гав!». И взлает иной раз так, что – дай бог!
Приложение №2
Интеллигентные
Хозяин
- Пытаясь разгадать, откуда такая аномалия у Бима, он перевернул все книги по охоте и собаководству.
- …был в музее на художественной выставке и… обратил внимание на картину Д. Бассано (16 век) «Моисей иссекает воду из скалы»…
- Вот так и среди нас…: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие…
- «Мало получаю», «на пенсию живу». «Журналист я. В газетах работал. А теперь вот помаленьку пишу кое-что дома… ведь работа у меня тоже трудная».
- Вальдшнеп упал комом. Бим подал его по всем правилам. Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на нее и сказал задумчиво:
- Эх, не надо бы. Для тебя, глупыш. А так – не стоит...
- В автобусе Бим явно заметил, как я вздохнул, и явно же не понял меня. Пес не может представить, что я дал взятку шоферу… Собаке наплевать на это. А мне? Стыдно. Словно продаешь свою совесть по мелочам…
- Вот какая мысль ускользнула вчера: укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность.
- Глаза Ивана Ивановича внимательные, сосредоточенные, смотрящие как бы внутрь человека.
Собака
- «…в основании сеттера лежит самая древняя раса охотничьих собак, которая в течение многих столетий получала домашнее воспитание…, поэтому эти собаки представляют едва ли не самую культурную интеллигентную породу», - так написано в книге «Собаки» автора Сабанеева (18 век).
- По глазам он понимал; даже лесть улавливал в голосе чужого. Но никогда и никого Бим не укусил – хоть на хвост наступи. Лаем предупредит ночью, что к костру подходит чужой, пожалуйста, но укусить – ни в коем случае. Такая уж интеллигентная порода.
- Что до интеллигентности, то Бим даже умел так: научился сам, дошел своим умом, царапаться в дверь, чтобы открыли…, твердо усвоил: поцарапай в дверь, тебе откроют, чтобы каждый мог войти: попросишь – тебя впустят.
- Хотя Бим не понял слов, но выдержать больше не смог: он прыгнул в сторону Тетки, гавкнул изо всей силы и уперся всеми четырьмя лапами, сдерживаясь от дальнейших поступков (за последствия он уже не ручался). Интеллигент! Но все-таки собака.
- Алеша бросил кусочек хлеба на средину комнаты, но Бим не сдвинулся с места. (Надо же было сказать: «Возьми!».)
- Интеллигент, должно быть, - заметил бригадир, - хлеб не кушает.
Папаня положил кусок хлеба на пол и сказал: «Возьми, Черноух, возьми!». Бим с удовольствием проглотил кусочек хлеба, хотя и был сыт.
- Сытая жизнь без свободы опротивела Биму.
- Клим не мог понять в своем озлоблении, что Черноух не приучен рвать подранков и душить их, что это ниже достоинства интеллигентного сеттера…[/h2]
Приложение №3
Какие чувства испытывали друг к другу Бим и его хозяин?
- Маленький Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать.
- В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской…
- Биму было тепло и уютно. Он тут же на всю жизнь понял: «Хорошо» - это ласка, благодарность и дружба. Его хозяин – хороший и близкий.
- Друзья всё больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
- Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что один понимал другого, и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.
- Иван Иванович: «Разве смог бы я вынести столь жуткое одиночество, если бы не было Бима».
- После облавы он (Бим) еще больше стал любить Ивана Ивановича и верить в его силу. Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить. Собака без такой веры – уже не собака, а вольный волк или бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга – человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни.
Приложение 4
Как вы узнали о состоянии Бима?
- Толик прикоснулся ко лбу Бима, а он осмотрел всех и выразил теперь полное доверие. После этого все поочередно гладили Бима, и он не возражал. Отношения сразу же сложились добрые, а в атмосфере полного взаимопонимания всегда недалеко до сердечной дружбы. …Кусочек пирожка он съел явно из уважения к Толику. У него такие ласковые руки и такой мягкий, даже чуть грустный, взгляд, и так он жалеет Бима, что тот не устоял против теплоты душевной. Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие разные, бывают и плохие.
- «Ой-ой, лю-уди-и, - плакал Бим. – Тяжко мне, ой тяжко без друга. Отпустите вы меня, отпустите искать его. Ой-ой-ой, лю-уди-и-и, ой!»[/h2]
Приложение 5
Очеловечивание как художественный прием
- Но случилось такое, что у Бима жизнь изменилась, и он повзрослел за несколько дней. Произошло это только потому, что Бим открыл у хозяина большой, поразительный недостаток. …Пахло чем-то неизвестным, но Иван Иванович повернул в сторону, ничего не заметив. Бим был удивлен: друг-то не чует. Да ведь он же калека! Несчастный друг… Бим как-то осторожненько лизнул руку, выражая этим трогательную жалость к выдающейся наследственной неполноценности самого близкого ему существа. С этого дня Бим понял, что только он один может узнать, где птица, и что хозяин-то беспомощен, а нос у него пристроен только для вида.
- Бим открыл новый недостаток у хозяина – извращенное чутье… А дело было так. Остановился Иван Иванович и смотрит по сторонам, и нюхает (туда же!). Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Ивановича он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности). И что ему - в том цветке? Но хозяин сидел, улыбался. Бим, конечно, делал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлен… Ревность закралась в собачью душу.
- Иван Иванович о Биме: «обиделся, заревновал, расстроился…».
- Степановна жалуется Биму, а он горюет, страдает оттого, что люди в белых халатах унесли друга; ведь все неприятности дня всего лишь немного отвлекли боль Бима, сейчас же она снова возникла с еще большей силой.
- Вскоре пришел Клим с ружьем и рюкзаком. Охотничьей сумки и патронташа на нем нет (недостаток экипировки Бим отметил немедленно). Но все-таки – ружье! – вот в чем смысл. Бим доверчиво потянулся к охотнику и тут же установил, что патроны насыпаны в карман. Тоже непорядок большой.
Приложение 6
Что узнал Бим о людях.
- Умная собака догадалась: толстому – плохо жить, дворнику – хорошо; один злой, другой добрый. …Бим начинал смутно догадываться: люди все разные, они могут быть и хорошими, и плохими…
- Бим точно почуял: от Серого пахнет собаками, пахнет как-то отдаленно, многодневно, но пахнет. Он посмотрел ему в глаза и немедленно, тут же, не поверил – ни в голос, ни во взгляд, даже и ни в запахи. Не может - Но Бим не верил даже и в то, что дверь действительно открылась, не верил и тогда, когда Серый говорил:
- Ступай. Поди, Бим, гуляй. Иди, собачка, иди.
Не верил он этому ласковому, вкрадчивому тону, этой лести и заискиванию после побоев. Тетка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел. Ненавидел! Бим начинал терять веру в человека.[/h2]
Приложение 7
След, который оставил Бим.
- Степановна раньше была равнодушна к собакам, но Бим заставил ее любить, заставил ее любить, заставил своей добротой, доверием и верностью своему другу – человеку.
- Алеша и Толик почувствовали дух товарищества, объединились одним желанием, одной любовью к Биму, они верили – вот в чем гвоздь их поведения. Подобные знакомства остаются на всю жизнь. Толик будет жить ожиданием встреч с Алёшей.
- В тот вечер Семён Петрович уже не был спокойным и уверенным: сын подрастал и шёл мимо отца, а он, родной отец, не заметил этого. Бим оставил след и в его душе. Может быть, это был укор совести. Но Бим тревожил Семёна Семёновича и ночью.
- Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери последнего друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привел к нему, сам того не ведая, Бим.
- Молодой собаковод Иван считает себя виновным в гибели Бима; видимо, он испытывал укор мертвого, - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. Молодой Иван слишком близко принял к сердцу свою ошибку. Он рассчитался с карантинного двора.
- Иван Иванович: старого друга никогда не забудет. Память о верном друге, о его печальной судьбе тревожила старого человека.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы в 7 классе
Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс
Литературная игра для учащихся 7-8 классов
Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Похожие статьи:
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе
Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Обобщающий урок по былинам, 7 класс