Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по литературе для 8 класса. Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв.

Конспект урока по литературе: "Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв.(на примере рассказов И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна)".
Описание материала: данная разработка предназначена для учителей-словесников, использующих в своей практике проведение обобщающих уроков по творчеству нескольких писателей. Представленный урок моделирующего типа рассчитан на учащихся 8 класса и позволяет им осознать целостность литературного процесса, увидеть сквозные темы художественных произведений и специфику их интерпретации разными писателями (актуально в рамках подготовки к ЕГЭ), а также сформировать умение воспринимать явления действительности в многообразии их проявлений.

Цель: сформировать у учащихся представление о концепции любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв. (на примере рассказов И.Бунина, А. Чехова и А. Куприна).
Задачи урока:
Образовательная:
• расширить представления учеников о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна;
• показать особенности творческой индивидуальности писателя в изображении темы любви;
• способствовать формированию умения подбирать литературные произведения на заданную тематику (подготовка к ЕГЭ);
• развивать навыки анализа текста, способность аргументировать ответ с опорой на примеры из литературного произведения.
Развивающая:
• развитие логического мышления, умения анализировать, систематизировать, обобщать;
• развитие образного мышления;
• развитие языкового чутья:  умения расшифровывать метафорические смыслы, видеть подтекст.
Воспитательная:
• стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
• формировать умение быстро и слаженно работать в группе.

Идея: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин

Концепция:
Любовь – самое загадочное чувство. Люди до сих пор не могут сформулировать точный ответ на вопрос «Что такое любовь?». Потому что ответа не существует. Вернее, все же существует, но он будет таким же длинным, как список перечислений возможных вариантов проявления самого любовного чувства. Причем в этом ответе будут содержаться прямо противоположные мысли. Действительно, любовь может быть великим счастьем или великой трагедией, а может сочетать две эти ипостаси одновременно. Необходимо показать учащимся многообразие и противоречивость этого чувства и обусловленность (иногда едва различимую связь) конкретного его проявления характером (в широком смысле) героя и его выбором (сознательным или бессознательным).

Для реализации данной концепции были выбраны следующие произведения: А.Куприн «Куст сирени», А.Чехов «О любви», И.Бунин «Кавказ». Именно в такой последовательности можно уловить их сюжетную взаимосвязь. А.Куприн «Куст сирени»: история счастливой семьи, где крепкие отношения противоположных по темпераменту характеров оказываются возможны благодаря мудрости жены. А что могло бы произойти, если бы в их жизни появился мужчина, близкий жене по духу? Давайте посмотрим рассказ  А.Чехова «О любви».  А если бы Алехин и Анна Алексеевна раньше поняли, что «когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе» (А. Чехов)? Давайте обратимся к рассказу И. Бунина «Кавказ».  Нужно отметить, что такое связывание сюжетных линий достаточно условное и, может, даже слишком смелое. Но такой прием позволяет показать, что на самом деле,  казалось бы, далекие друг от друга проявления любви в жизни могут столкнуться и варианты развития событий в зависимости от личностного выбора  могут быть разными.

Содержание: А.Куприн «Куст сирени», А.Чехов «О любви», И. Бунин «Кавказ».  

Методы: исследовательский и эвристический.

Приемы: работа в группах, аналитическая беседа, составление таблицы.

Ход урока
Предварительное домашнее задание по группам: выписать цитаты о любви из произведений А.Куприна «Куст сирени» (1 группа), А.Чехова «О любви»(2 группа), И.Бунина «Кавказ» (3 группа).

1.Актуализация знаний.
- Вспомним кластер, который мы заполняли в самом начале изучения творчества данных писателей:
  

- Мы оставили с вами свободные стрелки не случайно. Думаю, что теперь на основе изученного вы сможете добавить в него новые слова… (добавляем трагизм, смерть, сомнения и т.д.).
- Посмотрите внимательно на получившийся кластер. В чем, по вашему мнению, заключается особенность любовного чувства (противоречивость, неоднозначность, многообразие…).

2.Формулировка проблемы.
Давайте попытаемся разобраться: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин. В каком случае мы можем говорить о настоящей любви?

3.Работа в группах.
I. группа - А.Куприн «Куст сирени».
II. группа - А.Чехов «О любви».
III. группа - И. Бунин «Кавказ».  
Задание: используя выписанные дома цитаты,  подготовить сообщение о концепции любви в творчестве автора на примере определенного произведения по плану:
1. Краткая характеристика влюбленных.
2. Зарождение любовного чувства.
3. Развитие отношений.
4. К чему приводит любовь.
5. Концепция любви (в виде ключевой цитаты из текста).
6. Любовь – это … (продолжить одним словом).

4.Представление результатов.
Один представитель от группы выступает, остальные заполняют таблицу.
После выступления каждой группы приветствуются вопросы представителей других групп.
  Дополнительные вопросы:
1.Связаны ли характер героев и та концепция любви, которую они воплощают?
2.Можно ли говорить о сюжетной взаимосвязи данных рассказов. Приведите аргументы, опираясь на текст?
3.Если да, то возможна ли альтернативная предложенной последовательность расположения  рассказов?
4.и другие…

5.Подведение итогов урока.
Вернемся к вопросу: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин.
Ответы учащихся:
- все это и есть настоящая любовь, разные ее ипостаси, которые могут существовать как разделенные во времени и пространстве, так и тесно переплетенные;
- проявление любовного чувства может зависеть от характера человека, его убеждений, согласно которым осуществляется выбор жизненного пути.

6.Выставление оценок.

7.Домашнее задание.  
Сочинение-рассуждение по цитате: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Кроссворд по русскому языку с ответами для учащихся 5 класса
Опубликовано: 3971 день назад (7 февраля 2014)
Просмотров: 17719
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!